Проект «Эффективный человек»

Бояться, лениться, переживать нас заставляет кажущаяся сложность жизни. Но все проще, чем кажется

2,811 просмотров

Разрешите с вами поговорить?

Воскресенье, 16.03.08 · На личном опыте · Поведение людей · Психология отношений · Саморазвитие · Эксперимент

“Это поразительно, но часто для того, чтобы человек начал что-то делать, нужно просто разрешить ему это” – пишет Эрик Берн в своем труде “Игры, в которые играют люди”. “Если вы хотите, чтобы люди делали что-то для вас, просто скажите им об этом: удивительно, но это работает” – вторит ему 40 лет спустя Николай Козлов в “Формуле успеха”. И хотя я уважаю первого и недолюбливаю второго, оба наблюдения кажутся верными.

Впрочем, удивительно на самом деле не это, а то, что в этих работах нет и за столь долгий срок никто так и не выдвинул (ну или я просто не слышал об этом, что вероятнее) предположений “почему это работает именно так”. Ну так что, попробуем выдвинуть их самостоятельно?

Предположение первое. “Это не проблема”

Часто мы не делаем чего-то важного: чего-то, что позволило бы нам стать лучше, сделать больше или жить комфортнее. “Почему?” – этот вопрос осмысляется довольно подробно и интересует каждого. Одни мыслители считают, что это потому, что люди в основном глупы и ленивы. Другие – что наше мышление предпочитает краткосрочные, или “ситуационные” ценности долгосрочным. Третьи – что нам мешает инстинкт самосохранения и страх риска. Четвертые – что все дело в нежелании принимать на себя ответственность и контролировать ситуацию.

Мне кажется, что страх, лень или недальновидность – это попадания в “молоко”, а ответственность – бросок, самый близкий к десятке. Углубив эту мысль, можно получить интересный вывод: причина “не-действия”, вероятно, кроется в том, что мы используем довольно любопытную модель поведения, которая “запрещает” нам обижать других людей, какими-либо действиями вредить им и ущемлять их права.

Такая “этичная” модель заставляет нас при каждом более-менее ответственном решении подсознательно дожидаться “отмашки” от других людей, каким-то образом получая от них разрешающий сигнал. Этот сигнал на “марсианском” языке подсознания означает: “ты мне не помешаешь”, “ты не проблема для меня”. И естественно, самый надежный способ подать такой сигнал – прямо сказать человеку, что он может что-то сделать.

Предположение второе. “Презумпция адекватности”

Когда вам нужно поговорить с каким-то человеком, вы не спрашиваете его разрешения. Это потому, что и вами, и им предполагается, что разговор имеет цель, полезен и понятен для обоих. То есть, это поведение адекватно.

В доказательство, вспомните, как бывает неприятно разговаривать с пьяницами, упертыми сектантами/млмщиками/маркетологами или “гиками”: их модель “адекватности” сильно отличается от нашей. Поэтому, пару раз нарвавшись на такое общение, вы подсознательно вырабатываете защитную реакцию, которая состоит в требовании от собеседника вербального или невербального “пароля”. “Презумпция адекватности” утеряла силу, и теперь таким людям для разговора с вами требуется получить от вас разрешение: сигнал “ты не проблема для меня”.

Естественно, когда перед таким человеком несколько раз “закрываются двери”, он тоже вырабатывает своеобразный рефлекс: “прежде чем начать действовать, нужно получить сигнал”. А поскольку наше поведение довольно индивидуально, практически каждый получает в течение жизни достаточно “отказов”, чтобы выработать такой рефлекс.

Вот и выходит, что часто мы закрываемся друг от друга и “не-действуем” не потому, что боимся, ленимся или чего-то не понимаем, а лишь потому, что не желаем разрушить контакт и принести в итоге больше вреда, чем пользы.

Поэтому, чтобы человек начал действовать, часто нужно просто разрешить ему это.

Предположение третье. “Позитивная агрессия”

Однако, есть довольно большой класс людей, которые по каким-то убеждениям презирают подобные “расшаркивания” и действуют напрямую, часто добиваясь поразительных успехов. Таких людей сегодня называют “активными” и “успешными”, подразумевая под этим их способность почти всегда добиваться поставленных целей. Появилось даже новое осмысление термина “агрессивный”, которое придает ему позитивный смысл и приравнивается к “молодости”, “открытости характера”, “гибкости”, “скорости” , “сообразительности” и прочим хорошим качествам.

К сожалению, приходится предположить, что подобная “агрессивность” имеет под собой циничную подоснову и носит характер захватнический, даже поработительный – то есть совсем не позитивный. Ведь, конечно, если игнорировать вероятность нанесения вреда другим, можно сэкономить много времени и сил и действительно добиться результата без затрат. Но хорошо, если твои действия и правда никому не мешают; а если ты все же “сломал” и навредил?

В подавляющем большинстве случаев это даже не будет заметно: скорее всего, тот, кому ты навредил, использует описанные выше сигналы и рефлексы и ответственность за вред возьмет на себя: как будто это он, а не ты, послужил причиной столкновения. “Ему, видимо, очень надо” – размышляет такой человек. – “Он, видимо, достоин”.

Нетрудно понять, что успех, добываемый таким образом, продержится лишь до первого серьезного столкновения. Так было в случае с “МММ” Мавроди или “Юкосом” Ходорковского: не считавшиеся с интересами других, они в результате превысили вотум недоверия и были попросту раздавлены восставшей системой.

Также нетрудно представить, каким было бы общество, состоящее сплошь из таких “успешных” людей. По сути, весь прогресс человечества – путь, ведущий к уменьшению их доли. Ведь если раньше решение “конфликта интересов” состояло в отрубании бошек, порабощении или свержении с трона, сегодня это процесс проходит значительно мягче. Хотя, если честно, некоторым ребятам я бы бошки поотрубал.

Предположение четвертое. “Компромиссная этика”

Конечно, “забить” на правила и просто брать “что хочется” – это легкий и быстрый путь, но мы уже увидели, что это – регресс. И доказательством тому, что прогресс не стерпит лишнего насилия над личностью, является довольно значимый тренд в агрессивном и жестком мире бизнеса: его социализация и “окультуривание”. Большая роль этичности, учет нематериальных активов. Стиль “фанк”.

Что это, как не постоянный обмен сигналами “ты не проблема для меня”, только уже на уровне компаний? Что это, как не учет в понимании “успешности” бизнеса не только и даже не столько способности “успевать”, сколько умения добиваться социальных “инвестиций”, учета реакции окружения и совершенно абстрактных, нематериальных вещей вроде имиджа компании, лояльности покупателей и потребительской активности?

Деловая сфера не успевает за сферой личностной, в которой уже давно существуют негласные моральные и этические нормы; но она прогрессирует, и очень быстро. Я думаю, вскоре мы будем наблюдать (и уже наблюдаем) трансформацию понятия успешности как умения приносить неоценимую пользу окружающим людям, а в идеале – и всему человечеству. Как Стив Джобс, основатель Apple, NeXT и Pixar. Как Линус Торвальдс, создатель… нет, не Linux – тренда “Just for Fun”! И многие другие: в музыке и политике, ИТ и медицине, журналистике и психологии - и во всем остальном.

“Win-win” – давно уже не просто “четвертый принцип высокоэффективного человека” по Кови – это тоже тренд. Может быть, один из самых значимых, увиденных мной в этой не очень большой пока жизни. И, может быть, лучшим способом поддержки этого тренда будет освоение простых умений: умение спрашивать разрешения и умение разрешать.

…Разрешите с вами поговорить?

С уважением, Алексей Глазков.

Да, советую почитать:

» 19 мнений

  • 1 Разрешите с вами поговорить? « Эффективный человек // Мар 16, 2008 at 03:00

    [...] Впрочем, удивительно на самом деле не это, а то, что в этих работах нет и за столь долгий срок никто так и не выдвинул (ну или я просто не слышал об этом, что вероятнее) предположений “почему это работает именно так”. Ну так что, попробуем выдвинуть их самостоятельно? [...]

  • 2 Nadi // Мар 16, 2008 at 08:40

    Действительно, Алексей, » Деловая сфера не успевает за сферой личностной, в которой уже давно существуют негласные моральные и этические нормы; но она прогрессирует, и очень быстро. Я думаю, вскоре мы будем наблюдать (и уже наблюдаем) трансформацию понятия успешности как умения приносить неоценимую пользу окружающим людям, а в идеале – и всему человечеству». Именно поэтому мне интересна тема делового совершенства компаний. По крайне мере, модели делового совершенства, предусматривающие морально-этический аспект наряду с финансовыми показателями, уже есть!

  • 3 Vladimir // Мар 16, 2008 at 11:00

    Классно, вот так вот помечтать. Человек человеку – брат. Но в нашей цивилизации бизнес – это война за ограниченный ресурс. Сама система, построенная на ссудном проценте, сразу «заточена» на отсосе части ресурса известно куда. Да, на уровне двух чистильщиков сапог, договорившихся о разделении квартала на зоны влияния, может быть и можно договориться (пока не напьются). А на уровне больших компаний, банков и страховых обществ идёт жестокая мочиловка с улыбками, вежливыми фразами и декларациями человеческих ценностей. Или вы считаете, что война в Ираке – это из серии «выигрывают все»?
    Что говорить о бизнесе, ведь даже суета за трафик на блог часто напоминает не win-win, а сговор с элементами обмана.
    Конечно, кто-то должен начинать жить по-человечески. Но не надо обольщаться: как только вы будете представлять интерес, вам предложат совсем другие правила игры.
    Жить – хорошо! :)

  • 4 Алексей Глазков // Мар 16, 2008 at 13:42

    Nadi:
    да, имхо этика бизнеса – это будущее. Слушай, если назовешь какие-нибудь уже существующие модели, буду очень признателен.

    Vladimir:
    агрессивные культуры изживают сами себя – это видно из курса полной истории, с древнейшего времени до нынешних дней. Мне кажется, деловая сфера – это просто надстройка над сферой общественной, она достаточно молодая, поэтому и такая нестойкая и неэтичная. Но вообще – будущее за «win-win». Почитай «Общество мечты» Йенсена (http://www.businesscom.biz/biblio/books/232/index.html), я примерно его идеи и описываю.

    Лет через 100-300 можно будет судить, правда это или нет :)

  • 5 Vladimir // Мар 16, 2008 at 14:24

    Спасибо, почитаю. Сейчас досматриваю лекции по концепции общественной безопасности (К.Петров) – один в один то, что ты пишешь. Комментировать не берусь, ещё не досмотрел.
    За чем будущее, посмотрим в будущем. :) не берусь предсказывать.
    Но жить и действовать нужно сегодня (не вчера и завтра), исходя из реальных условий.
    Не спорю: Мир нуждается в совершенствовании. Но способ достижения целей сегодня (в существующих условиях) и завтра (в неизвестных нам пока условиях) возможно будут различаться. Очень опасно бродить по лесу с картой, в которой нарисованы перспективные в будущем строения: отели, рестораны, автозаправки и т.д. Ты считаешь это эффективным?

  • 6 Nadi // Мар 16, 2008 at 14:40

    На моем блоге есть информация по такой модели http://nadi.blog.ru/6063171.html. На мой взгляд. это действительно работающая модель. По крайне мере, в компаниях с высокой социальной ответственностью, в компаниях с особой моралью и этикой. Компания, в которой я работаю, 2 года участвует в самооценке на соответствие этой модели. По сути, мы являемся приверженцами делового совершенства. В апреле-мае станет известно, соответствуем ли мы этой модели.
    Участвуя в самооценке своего процесса, связанного с персоналом компании, я сделала много открытий для себя. Надеюсь, для руководства и персонала компании тоже.

  • 7 Алексей Глазков // Мар 16, 2008 at 15:49

    Vladimir:
    Если ты путешественник – тебе нужна карта местности, если строитель – перспективный план. Я предпочитаю быть строителем. С такой т.з., бродить по лесу – это эффективно.

    Впрочем, в том, чтобы быть путешественником, тоже не вижу ничего плохого. Просто другое мировоззрение. Ты, наверное, путешественник?

    Nadi:
    Отлично, спасибо, что не дала пропустить. Я сейчас читаю «Искусство управлять людьми» Хансейкера, там те же мысли и правила. А такое «совпадение опыта», как минимум, означает, что приведенная модель работоспособна. Это воодушевляет.

    Только один момент. Мораль и этика – разные вещи, настолько разные, что первая мешает, а вторая помогает деловому поведению. Не путай их :)

  • 8 Nadi // Мар 16, 2008 at 16:19

    Да, с моралью и этикой приходится иметь дело каждый день. Особенно, в компании с православной корпоративной культурой.
    А еще очень интересны исследования компаний «построенных навечно». компаний, способных совершить прорыв «от хорошего к великому». Тема – бесконечна! Так же как тема эффективности человека!

  • 9 Первый шаг к успешной жизни и финансовой независимости | История на миллион долларов // Мар 16, 2008 at 16:34

    [...] Разрешите с вами поговорить? [...]

  • 10 Сила банальных мыслей at � рошечный консалтинговый бизнес // Мар 16, 2008 at 18:23

    [...] Эффективный человек приводит две цитаты:“Это поразительно, но часто для того, чтобы человек начал что-то делать, нужно просто разрешить ему это” – пишет Эрик Берн в своем труде “Игры, в которые играют люди”. “Если вы хотите, чтобы люди делали что-то для вас, просто скажите им об этом: удивительно, но это работает” – вторит ему 40 лет спустя Николай � озлов в “Формуле успеха”. И хотя я уважаю первого и недолюбливаю второго, оба наблюдения кажутся верными. [...]

  • 11 Vladimir // Мар 16, 2008 at 19:27

    Ну вот. опять «плохо-хорошо» :) Извини за маленькую провокацию. Но, похоже по твоему настроению, уже не хочется win-win? Задето самолюбие, немножко оспариваются доводы и нужно… в бой? Нужно сразу разделиться. пусть на строителя и путешественника. Но ведь по версии win-win они оба делают общее дело. А значит – эффективно: найти общую формулу, при которой не конфронтация, а сотрудничество.
    Просто на примере хотел показать, как нелегко реализовать эту философию в жизни.
    Удачи! Продолжаю с интересом читать твой блог.

  • 12 Алексей Глазков // Мар 16, 2008 at 20:31

    Vladimir:
    ну ты чего? :) самолюбие где-то усмотрел, плохо-хорошо. Ничего подобного.

    Не я делю – жизнь делит. Путешественник, учитель, строитель, командир, исследователь, творец – это типаж, это когда можешь себя описать одним словом. Типаж зависит от цели. И если для целей строителя перспективный план полезен, то для целей путешественника он вреден, а целям творца вообще все планы по барабану. Например.

    Даже руководствуясь одними принципами, можно ставить разные цели. Но это ведь не значит, что нельзя сотрудничать :) По крайней мере, обычно не мешает. Вот если разные принципы, разное мировоззрение – тогда да, тогда сложно.

  • 13 Vladimir // Мар 16, 2008 at 21:16

    Поздно. (шучу :) ) Удачи!

  • 14 Илья // Мар 17, 2008 at 10:11

    Алексей, спасибо за статью.

    Мелкая опечатка: «И доказательством тому, что прогресс не стерпит лишнего насилия над личность» – потерялась буква «ю» в слове личность.

  • 15 Алексей Глазков // Мар 17, 2008 at 10:30

    Илья:
    спасибо.

    Кстати, я евангелист твоего блога, «Привычка не думать». Отлично пишешь, каждый раз новые мысли рождаешь, спасибо тебе большое! Извини что не комментирую – тупо времени не хватает. Но хочу чтобы ты знал: имхо, верно идешь. Не бросай ни в коем случае.

  • 16 Илья // Мар 17, 2008 at 10:52

    Алексей, спасибо за поддержку и подтверждение правильности намеченного пути!
    Начинающему блогу иногда нужны такие слова, чтобы уверенней развиваться :)

  • 17 Гаинпо (ссылки) : � ак продать - переводы статей про маркетинг, рекламу, брендинг и бизнес вообще // Мар 17, 2008 at 12:12

    [...] Эффективный человек в заметке “Разрешите с вами поговорить?” утверждает, что часто в бизнесе (да и просто в жизни) достаточно просто сказать другим людям, что вам от них нужно. И выдвигает ряд гипотез, почему это так. [...]

  • 18 » Договаривайтесь с умом! (1 часть) Блог Михаила Графского: Диалоги о развитии // Мар 26, 2008 at 17:28

    [...] “Эффективный Человек”. “Разрешите с Вами поговорить”. [...]

  • 19 Тайные коды кристаллов льда | Внутренняя сила // Ноя 1, 2009 at 02:21

    [...] Вдохновители этого поста сегодня:Белый сайт – о природе и сути белого“Про аванcы новичкам, не белая магия” Дессерт- проект Эффективного человека Алексея ГлазковаРазрешите с вами поговорить?Блог SEO & Money проводит акцию “Реклама ради рекламы” Март3 [...]

Ваше имя:

Email:

Ваш блог:

Пожалуйста, указывайте нормальное имя/ник, а ссылку ставьте только на свой личный блог! Комментарии с ключевиками в имени/теме или ссылками на непонятные сайты - будут удаляться