Недостаток знаний накладывает определенные ограничения на кругозор множества людей. Многие сомнения и отчянные споры возникают, казалось бы, на пустом месте. Почему? Часто – просто потому, что кому-то КАЖЕТСЯ, будто все происходит не так, а вот так.
Хотя все, на самом деле, проще, чем кажется.
Опять и опять появляются в этом блоге люди, которые пытаются возмущаться: зачем вы врете, что мир «простой», ведь он такой «сложный»! И когда я пытаюсь объяснить им разницу между «быть» и «казаться», я замечаю прямую ассоциацию их мышления с мышлением индоктринированного человека: «я считаю, что это так, потому что я так вижу».
Confirmation bias
Confirmation bias — это стремление человека интерпретировать любую информацию таким образом, чтобы подтверждать свои убеждения. Предвзятость такого человека становится очевидна в любом разговоре, который требует получения новой информации: любые ваши слова и любые внешние данные он постарается повернуть так, чтобы оказаться «правым». Иначе говоря, ему постоянно КАЖЕТСЯ, что все происходит «именно вот так».
Доказывая таким людям состоятельность аксиомы «простоты», я всегда привожу к ней очевидный и понятный пример, которы сложно понять как-то по своему: посмотрите сами, разве то, что выглядело «сложным» 100 лет назад, является «сложным» для человека нашего времени? И даже то, что было непонятным для вас в детстве — является ли оно таким же непонятным сейчас, когда вы знаете намного больше об этом мире?
Вещи, которые КАЖУТСЯ нам сложными, по сути, просто на данный момент не постигнуты нами; поэтому возникает такая их субъективная оценка. Но когда мы начинаем вкапываться в предмет, постепенное понимание преображает нашу точку зрения: оказалось, что все совсем не так сложно, надо было просто разобраться!
Все проще, чем кажется. Например, 50 лет назад компьютер был чрезвычайно «сложной» штуковиной, занимавшей целые учебные корпуса в ведущих вузах; но сегодня мелким нетбуком, который в сотни тысяч раз производительнее, уверенно пользуется
Или, к примеру, если я имею дело с бесконечно большими числами, я могу пренебречь некоторыми константами — это часто происходит, например, при расчете свч-токов. Означает ли это, что электромагнетизм — слишком сложная штука для нас? Нет: это, скорее, означает, что люди имеют настолько ясное понимание этой теории, что смело снижают трудоемкость вычислений, зная, что это ни на что не повлияет.
В действительности «сложным» можно было бы назвать лишь то, что мы еще НЕ УМЕЕМ делать — и то только в силу того, что мы не понимаем, КАК это работает. Но я вам гарантирую, что когда следующий гений разберется с, например, физиологией мышления и памяти — окажется, что и это было не так уж «сложно», а новые поколения детей будут играть с разумными роботами, ни капли не удивляясь прогрессу.
Пытаясь применять понятие «сложности» к окружающей реальности, помните: ваша оценка СУБЪЕКТИВНА и ОТНОСИТЕЛЬНА, поскольку это лишь человеческая категория. В природе не бывает «объективно простых» или «объективно сложных» вещей — природа просто «есть».
Hedgehog VS Fox
Почему я зацепился за эту тему? Потому что она вновь возвращает меня к любопытному эссе Исайи Берлина и проблеме «Ежей и Лисиц».
Опираясь на древнегреческую притчу, Берлин поделил людей на два типа: есть Лисы, знающие много разного, но ничего до конца, и есть Ежи, знающие что-то одно, но зато очень хорошо. Лисы стремятся к нескольким целям одновременно и видят мир во всей его сложности. Ежи упрощают мир, сводя его к простой, иногда даже примитивной и «ежу понятной» идее или концепции, которая связывает все воедино и направляет их действия.
Итересный момент заключается в том, что те, кто вновь и вновь пытается доказывать мне «сложность мира», повторяют судьбу Лисиц из старой притчи: вновь и вновь они изобретают новые способы нападения — и вновь и вновь их атака разбивается об колючую твердость простого принципа. Вот уж действительно: «каждый день сражение лисы и ежа повторяется — но, несмотря на превосходящее коварство лисы, побеждает всегда еж».
Тысячу раз они пытались убедить меня, что мир гораздо сложнее, чем я думаю… Но мнения людей, которые знают обо всем понемногу, на самом деле не имеют решающего значения ни в чем. Попробуйте абстрагироваться и посмотреть на мир со стороны: разве он так сложен, как представляется разуму? Возьмите с земли камень. Что сложного в камне?
Ну да, структура породы, минеральный состав, геохронологический возраст – скажет кто-то… Но это же просто камень. И тот факт, что процесс его изучения и тестирования является сегодня трудоемким для нас, не отменяет простого факта: это всего лишь камень.
Неглубоко копающие, Лисы часто не делают различия между «сложностью» и «трудоемкостью» — и поэтому все, что требует хотя бы немного усилий для изучения, априори считают «сложным». Но если, скажем, тригонометрия является достаточно «сложным» предметом для какого-то конкретного человека — это не значит, что пространственные законы являются «сложными» сами по себе. Это говорит лишь о недостатке интеллекта и неразвитости мышления у данной конкретной особи.
Поэтому Лисы всегда проигрывают Ежам. Ведь если ты не готов тратить время на углубление в проблему, ты никогда не решишь некоторые из вещей, которые действительно требуют усилий. Поэтому лиса скорее отступит там, где еж продолжит копать; и получается, что лиса занимается лишь «легкими» вещами. Но эти «легкие» вещи редко входят в состав тех 20% задач, которые приводят к 80% успеха.
Это очень заметно в бизнесе: я думаю, вы тоже не раз сталкивались с людьми, которые генерируют множество хитроумных идей, но остывают к ним уже буквально через
Это заметно и в науке: пожалуй, более всего заметно именно в науке, ведь наука — это много-много исследований и годы экспериментов, и в обязательном порядке — изучение всего уже открытого перед выдвижением собственных гипотез. Никакая лиса не способна потратить годы на целенаправленное копание в одном-единственном направлении. Но лучший результат получают именно те, кто положил на его достижение всю жизнь.
И конечно, это заметно в семье и отношениях. Я наблюдал много ежей и много лис, и могу с уверенностью сказать: ежи легче находят свое место в жизни и свое счастье в семье. Из-за того, что мир вокруг сводится для них к одной основополагающей идее, а остальное просто не имеет значения — они просты и прозрачны, от них всегда знаешь, чего ждать. Да, с ежом очень сложно ужиться, если пытаться показать, что есть еще и это, и вот это, и вот то… Но зато удобно и надежно. А со временем оказывается, что вот это и вот то действительно не имело такого уж серьезного значения.
Будьте проще. Далеко не все вещи в этом мире стоят того, чтобы уделять им хоть какое-то внимание.
С уважением, Алексей Глазков.
Интересное в блогах:
Почему фанатики всегда в большинстве
Маркетинг vs. Продажи
ОТКАТ-2: появились учебнику по распилу бабла
Человек, который приколол мир
Мыслишь длиною 140 символов? Ты мой кумир!
» 37 мнений
1 Alex // Дек 19, 2009 at 00:30
Алексей
понравилось) от всей души говорю, хорошо написал. Молодец.
2 Алексей Глазков // Дек 19, 2009 at 01:04
Alex, спасибо.
3 rufus.spb // Дек 19, 2009 at 01:15
Не очень люблю деления людей на категории без возможности градации..
Хотя да, согласен, эти две категории хорошо характеризуют современных людей. Причем, в основном, молодых людей. Модно сейчас быть сейчас разносторонним, знать все и про всех, но понемногу, разговаривать обо всем и ни о чем, заниматься всем, чем придется и ничем конкретным.
Не думаю, что это плохо — быть Лисой, это скорее не диагноз, а этап развития. И, наверное, все через него проходят, превращаясь в итоге в Ежей. И тогда, пользуясь открытиями и картой мира построенной в юности, люди делают научные открытия, создают Гуглы и летают в космос.
Тут кстати и можно строить градации, на этапе перехода Лиса -> … -> Еж. Я могу ошибаться, но думаю, что главная проблема — остаться посередине и не добраться до Ежа, стать посредственностью.
P.S.
Без этапа Лисы, Ежей может постигнуть разочарование в конце жизненного пути, когда выяснится, что лестница, по которой они так усердно забирались прислонена не к тому зданию.
4 rufus.spb // Дек 19, 2009 at 01:27
Что-то я разошелся на тему Ежей и Лисиц : )
По теме:
Мир — он у нас в головах. У меня мир простой, до тех пор пока мне не интересны или не нужны сколь-нибудь серьезные подробности по произвольной теме.
5 Alex // Дек 19, 2009 at 02:03
rufus.spb, думаю тут больше про способ жизни имеется ввиду, а не этапность.
Есть люди с одной конкретной целью в жизни, к которой они идут, стремятся и тратят минимум внимания на другие вещи.
А есть люди которые пытаются сделать сразу 10 дел, и они либо не доделывают их вообще, либо просто плохо выполняют.
Я в жизни часто встречался и встречаюсь с этим явлением, но никогда не читал Берлина. Поэтому на все 100% согласен с автором.
6 Алексей Глазков // Дек 19, 2009 at 02:27
> Без этапа Лисы, Ежей может постигнуть разочарование в конце жизненного пути, когда выяснится, что лестница, по которой они так усердно забирались прислонена не к тому зданию.
А вот тут полностью соглашусь. Хотя, конечно, в любом деле есть высоты, которых еще никто не достигал – не факт, что достигнув их, на склоне лет Еж будет доволен своей жизнью.
Поэтому, вначале должен существовать какой-то этап самоопределения и пробования всего подряд. Но чем раньше он закончится, тем лучше
7 rufus.spb // Дек 19, 2009 at 02:47
@Alex
Ну.. Я не исключал, лишь дополнил, как знал.
@Алексей Глазков
Несомненно лучше. Но, я считаю, важно не скипнуть его, стремясь к «настоящей» жизни, уцепившись за первые деньги, как обычно получается.
8 justsoblogger // Дек 19, 2009 at 11:25
А я целиком за лис. Можно влезть в несколько проектов, а выстрелит только один. И многократно окупит убытки по остальным. А можно заниматься одним проектом очень тщательно. И он может не сработать. А времени и денег потеряно много.
И это применимо не только к бизнесу. Лиса ищет возможности, еж занят процедурами (это из НЛП). Просто люди разные.
9 Николай // Дек 19, 2009 at 18:04
Каждый знает, что природа боится пустоты. Но есть одна вещь,
которой природа боится даже больше, чем пустоты. Это – логическая
дихотомия. Тем не менее, когда люди говорят и пытаются думать, они
автоматически мыслят такими дихотомиями, как горячее и холодное,
день и ночь, черное и белое, мужчина и женщина, бог и дьявол, рай и ад и
особенно – врожденное и выученное, или наследственность и среда.
Гарри Харлоу и Клара Мирс
10 Николай // Дек 19, 2009 at 18:51
Теория делания людей на 2 типа – Ежей и Лис похожа на сильно упрощенную модель типов Юнга – интроверсия, экстроверсия + 4 функции.Если не охота забивать мозг сложной классификацией,то для некоторых людей самое то.
У Ежей же очевидно сильно развиты логическая и интуитивная функция. В целом их вроде бы можно причислить к интровертам.
Лисы же похоже на всех остальных. Прежде всего экстровертов.
И как я понял из модели Исайи Ежам отдается предпочтения. И иже с ними и логике с интуицией. Только вот про ощущения и чувства они забыли. Да и зачем они им, если это вредит успеху.
Правда автор похоже не осознает что для достижения успеха на опроделенном поприще иногда нужны совсем другие функции. Актеру нужна в первая очередь фунция чувства, художнику – ощущения.
В целом гимн односторонне развитому человеку.Тьфу, аж противно. Куда мы катимся.
11 Николай // Дек 19, 2009 at 18:53
В целом гимн односторонне развитому,ограниченному человеку.Тьфу, аж противно. Куда мы катимся.
12 Алексей Глазков // Дек 19, 2009 at 22:56
Внимание читателям: в комментариях выше вы можете наблюдать типичный пример confirmation bias. Здесь для подтверждения своей точки зрения подтягивается любая, даже совершенно случайная информация.
13 odinsapog // Дек 20, 2009 at 03:30
Алексей, но ведь стадо ежей по сути образуют мега-лисицу. Каждый из ежей преследует свою цель и видит ситуацию под своим углом зрения. Кто-то преуспевает, кто-то погибает в неизвестности. В целом, общество преследует множество направлений, некоторые из которых выстреливают.
14 Алексей Глазков // Дек 20, 2009 at 09:15
Аххаха, «Мега-лисица»!
Класс
Да, можно назвать так. «Много ежей» – это плотное сообщество, социум, который успешно вкапывается в проблемы и развивает свои возможности. Одиночная же лиса – по сути, «общество-в-себе».
15 Владимир // Дек 21, 2009 at 15:40
Если у тебя в руках молоток, то все проблемы выглядят как гвозди.
16 Алексей Глазков // Дек 21, 2009 at 15:46
Своих слов, вижу, у вас не осталось
17 tema // Дек 22, 2009 at 15:03
Период пробования разных вещей. Вот это действительно сложно: остановиться. Остановиться познавать новые детали области, в которой работаешь, с которой имеешь дело. Познавать другие профессии и аспекты занятий и других сфер занятости. Без градации здесь не обойтись, Алексей, никак. Это ж, блять, интересно! Да, я копаю и решаю проблему, а как же еще?! Это же интересно! А еще интересно и то, и вон то. Но поверхностный интерес быстро отходит, за что я и благодарен «природе».
Примеров начинания дела и бросания на половине начала — предостаточно, иногда захлебываюсь от их количества: становится тошно, столько времени утекло. И эта ебучая отмазка: «зато ты получил опыт».
Единственное, что мне никогда не надоест — это психология (не научная, а жизненная). Обожаю смотреть, как кто-то дергается и бесится от сложности принятия решения Х, как человек делает свои выводы, как он к ним идет: «как поступить», «что будет дальше». И все чаще и чаще, наблюдая за решениями и путем принятия решений других людей, видишь себя — такого же иногда примитивно рассуждающего, наивного и старающегося все усложнить лишний раз, размышляя над ситуациями «а что, если…».
Обожаю слушать «лис», хотя сам далеко не «лиса». Обычно это кто-то типа «тренеров» без наград: вроде и занимался делом, а ничего не достиг, но он «знает, как быть успешным». У них много примеров и формул, над которыми можно задуматься: «а что бы я сделал…» или «а вообще, стал бы я делать…» и «почему…», а также посмотреть, как поступили они, после чего понять, кто здесь действительно тренер.
Любая профессия может стать неактуальной, любое занятие может стать скучным и никому не нужным. А вот процесс понимания психологии поведения человека — это всегда живой поток. Всегда. Поэтому, что касается понимания себя, «копания» — здесь я до мозга костей «еж».
В целом — хорошая категоризация по жизненной позиции.
Именно поэтому я посещаю твой блог: впервый раз встретил человека, которого мне интересно читать и узнавать, какие еще варианты решений имеются. Блять, прихожу сюда, как домой: здесь всегда не просто задают вопрос «почему», но и сразу на него отвечают. Кто, блять, не пишет в блоге про то, какие все пидарасы и уебаны, сделали Х и не сделали К. Спасибо тебе, Алексей, за очередную порцию пищи для размышления.
18 Special K // Дек 22, 2009 at 17:48
Интересно, Алексей, но хотелось бы обратить ваше внимание на т.з. Нассима Талеба, который утверждает, что мир как раз таки становиться сложней, взаимосвязи в мире в связи с глобализацией становятся гораздо запутанее.
И еще, что узкоспециализированные ежики как раз таки узвимей к Черным Лебедям.
19 Алексей Глазков // Дек 22, 2009 at 20:37
tema,
да не за что. Рад что тебе нравится.
20 Алексей Глазков // Дек 22, 2009 at 20:46
Special K,
хороший комментарий, спасибо.
Ну, по поводу «мир становится сложнее» – мне кажется, я понимаю, в чем суть. Талеб, в общем-то, говорит о тех самых лисах, которые специально усложняют его: ведь все эти финансовые пирамиды, технические революции, психологические практики не происходят от реального понимания действительности; они суть плод действия людей, которые мало что понимают в окружающем мире.
Что может быть проще, чем «револьвер Талеба», для объяснения опасности вероятностной рулетки? И тем не менее, на каждого трудолюбивого дантиста приходится несколько ловцов удачи. Поэтому нам и КАЖЕТСЯ, что мир становится сложнее: метельшение и суета множества лис скрывают реальную картину. Но ведь реальные законы природы при этом не меняются
А вот уязвимость ежей – хорошая мысль. Я согласен. Есть такая опасность.
21 Slava // Дек 23, 2009 at 16:42
Т.е. получается, что «лисы» – индивидуалисты, а «ежи» – социалы. И развитое общество «лисиц» так же невозможно (или исключение из правил), как и отшельник-»еж»?
22 Иван // Дек 23, 2009 at 19:58
Калашников (делатель автомата), сославшись на Библию, недавно в интервью, применительно к своему детищу, сказал – «Всё нужное просто».
Я несколько лет оперирую внутренним убеждением – «Всё в жизни просто». Но от Калашникова высказывание, наверно, будет точнее. Всё, что нужно человеку и для человека – всё просто. Мы гордостью своею усложняем всё. Несколько иная точка зрения, чем у А. Глазкова. Было интересно узнать взгляд с другого направления. Интересно в данной ситуации и то, что я по сути Лиса (по терминалогии текста статьи), а не Ёж. И в жизни Ежи (допустим, научившиеся манипулировать Виндосом), как раз, в большей степени бьются за сложность окружающего нас мира. Именно эта, не кажущаяся им сложность, а нужная им сложность, тешит их горделивый выдуманный гений.
23 Алексей Глазков // Дек 24, 2009 at 00:44
Ежи не могут «биться за сложность» по определению.
24 Иван // Дек 24, 2009 at 12:55
Алексей, «определение» «ежам» я не читал. Говорил о тех, кто углублённо занимается чем-то одним. Именно такие люди в общении защищают сложность окружающего нас мира. В защите чувствуется, что простота снизит их значимость для себя самих. Да в общем-то и логично. Он ковырялся, затратил какие-то силы, время, а ему говорят, что всё просто и кто-то рядом стоящий то же самое может сделать. Естественно «ёж» начинает сопротивляться этому, т.к. теряется его индивидуальность. А за что человек в этом мире бьётся? За индивидуальность. И чем она ярче (естественно по отношению к другим людям – к чему же ещё-то) – тем приятнее. «Жизнь в обществе без цветовой дифференциации штанов бессмысленна» (Кин-дза-дза)
Отношусь к людям с таким подходом к делу с большим уважением, но вот защиту и надувание своей индивидуальности считаю ошибочным.
25 Алексей Глазков // Дек 24, 2009 at 14:37
Ежи не могут «защищать сложность» по определению.
Иван, если человек профессионально занимается какой-то узкой областью, это еще не значит, что он «еж» в своем отношении к жизни. Я понимаю, о каком типе людей вы говорите, но выберите для них другое название.
26 Alex // Дек 24, 2009 at 15:04
Иван, Ежи не за сложность мира, а наоборот. Есть куча примеров тому. Люди говорят, что хорошо петь сложно, это вообще талант и только у единиц это получается. Яркий Еж не будет эти слова воспринимать, он будет двигаться, заниматься над собой, пока не станет хорошим вокалистом и учителем по вокалу высшего класса. И его слова будут «Хорошо петь может каждый», а не подтверждать сложность этого процесса.
27 Finrod // Дек 25, 2009 at 22:46
Хм…
1. Мир в целом невероятно сложен. Он (как бы) становится проще с течением времени и развитием человечества – это логично, все течет, все изменяется. Пример с компьютерами неплохая этому иллюстрация. Все дело в опыте, который накапливается людьми. Наше понимание (степень «простоты» мира) ОГРАНИЧИВАЕТСЯ нашим опытом. Наш интеллект и способность к пониманию ограничивается опытом. То, что камень падает на землю – это нормально, понятно, легко описывается физически. Нам даже кажется что мы понимаем причины этого. А вот почему электрон притягивается к атомному ядру? Ой, а что такое электрон? Наука дает какие-то определения через то, что мы можем пронаблюдать и измерить, но в сути никто понять не может. А может ли человек представить бесконечность? Нет, потому что в его опыте все предметы конечны. Короче, может мир и прост, но мы недостаточно умны (точнее, мы мыслим недостаточно широкими категориями в силу ограниченности опыта).
2. Сие, однако не отменяет главного: в практической жизни к миру действительно нужно подходить просто и «не париться». В жизни человеческого общества, вообще во всем, что создается людьми – нет абсолютно ничего сложного, что правда, то правда.
Спасибо за пищу для размышлений.
28 Алексей Глазков // Дек 26, 2009 at 03:11
Finrod,
очень правильные мысли, спасибо.
29 Анонимно // Дек 29, 2009 at 15:48
[...] с мышлением индоктринированного человека: «я считаю, что это так, потому что я так вижу»…. Добавить [...]
30 Mut@NT // Янв 18, 2010 at 18:57
Как у Вас получается: мир сложен, но нужно подходить просто )))
Мне кажется, что мир простой как две палки. Люди его усложняют сами. Вот кто живет по-простому, относясь ко всему с легкостью – у него и получается все большей частью легко.
А живешь замудрено, то оно и получается так.
Как то вот так)
31 Алексей Глазков // Янв 19, 2010 at 15:43
Согласен
32 Вадим // Янв 19, 2010 at 17:37
Алексей, приветствую
Предлагаю посмотреть на поднятую Вами тему под другим углом. В мире бизнеса существует несколько исследований как поддерживающих точку зрения что стратегия ежей приводит к успеху, так и заставляющих в этом усомниться.
В числе первых приведу знаменитое Коллинзовское «От хорошего к великому». Коллинз призывает всех руководителей становиться ежами. Когда то я считал, что это единственно верная стратегия. Потом у меня начали возникать сомнения. А в конце прошлого года почитал «эффект ореола» Розенцвейга (кстати, рекомендую почитать всем тем кто уверен в том что он всегда прав в отношении причин бизнес-успехов) и получил подтверждение своим сомнениям…
В числе вторых, менее известное исследование Филиппа Тетлока, который сравнивал точность прогнозов ежей с их непоколебимыми взглядами и более гибких лис. В исследовании сравнивалось, чьи же прогнозы точнее. Оказалось, что лис. И только потому что лисы принимали в расчёт большее число факторов и приспосабливались к изменяющимся обстоятельствам.
Мне кажется, что в мире бизнеса ставка на стратегию развития «ёж» при удачном раскладе приведёт к успеху, только надо учитывать что риск очень велик. Я и сам отдаю предпочтение этой тактике в своём проекте. Выгоды очевидны, однако, и это очень важно понимать, и о рисках нельзя забывать.
Что же касается стратегии личностного роста, то тут я однозначно за лис и за постоянный поиск.
Таково моё мнение. Вам спасибо, что в очередной раз дали повод поразмышлять над этим вопросом.
Всего наилучшего
33 Алексей Глазков // Янв 20, 2010 at 12:55
Приветствую, Вадим
Спасибо за мнение. The Halo effect известная книга, но о Тетлоке действительно слышу впервые. Почитаю.
34 Вадим // Янв 21, 2010 at 00:20
Алексей, наводка на Тетлока как раз из The Halo effect. В книге Вы найдёте ещё примеры…
35 Евгений Карташов // Янв 25, 2010 at 14:08
Да интересная тема. В нашей жизни ценности несовершенны в том виде которым нам преподносит современный мир.
Весь этот пафос и желание быть чем то другим кроме себя.
Это разобщает и раздрабливает личность.
36 GREY FOX // Янв 27, 2010 at 05:31
Это что-то вроде призыва стать «ежом» – упереться во что-либо одно, не обращая при этом внимания на сложность окружающего мира. Судя по вашей статье, вы, очевидно, имеете весьма скудные представления об этой самой сложности. Вы утверждаете, что мир прост, но это отнюдь не так. Сама по себе сложность – ни что иное, как большое количество элементарного. В мире огромное количество элементарных вещей, следовательно они образует множество сложных комплексов.
P.S.
Извиняюсь за тавтологию.
37 Алексей Глазков // Янв 27, 2010 at 07:42
Толсто. Попробуйте еще раз.