Проект «Эффективный человек»

Бояться, лениться, переживать нас заставляет кажущаяся сложность жизни. Но все проще, чем кажется

1,066 просмотров

Короткие заметки о разных вещах #4

Вторник, 24.11.09 · Культурные явления · Поведение людей · Скрытый смысл

О культурном коде

Рапай великолепен. Благодаря его книге в моей картине мира добавился очередной недостающий кусочек. Теперь мне абсолютно понятно:
- почему не работает – и никак не может придуматься – социальная реклама против алкоголя, наркотиков и т.п. (привет Теме Лебедеву)
- почему наши маркетологи и рекламщики выглядят откровенными халтурщиками и профанами;
- почему российская система образования не столько учит профессии, сколько калечит психику молодежи;
- почему именно женщины стараются красиво выглядеть и «хомутать мужика», хотя биологически самка вроде бы ценнее самца и все должно быть наоборот;
- почему нам навязывают «культ денег», хотя, по большому счету, капитализм русским в хуй не впился.

Все это – действие культурного кода.

Есть миллионы словарей, которые описывают семантику слов, но совершенно забывают про их культурное значение. А ведь у каждого понятия, даже если оно обозначает вполне четкий физический объект, есть эмоциональная сторона: арахисовое масло для американца – счастье детства и забота матери, для русского – комковатая невкусная слизь. Культурные коды событий и вещей импринтируются в наше ментальное поле еще в детстве, оказывая влияние на всю оставшуюся жизнь.

В понимании культурного кода скрыто истинное понимание поведения человеческих масс – и управления ими.

Короче, читать всем. Обязательно.

Собственно, о социальной рекламе

Ну ладно, в двух словах.

Во Франции дети пробуют шампанское очень рано. Обмакивая в него кусочек сахара или печенье, они знакомятся с его свойствами, букетом, культурой потребления. Когда французы отмечают что-то важное, они обязательно пьют шампанское, вино, ликеры. Таким образом, во Франции алкогольные напитки ассоциируются с торжественными событиями, с церемониалом и этикетом празника.

В США большинство американцев не считают вино «блюдом», требующим своего подхода, и потому не обучают специально детей «манерам пития». Они усвоили только, что алкоголь обладает особым опьяняющим воздействием, и поэтому используют его, когда требуется снять напряжение или стресс. Немалая часть стрессов связана с особенностями общественного дробления, с «Погоней за Джонсами», из-за чего некоторые напитки – виски, баночное пиво, ликеры – стали служить некими «идентификаторами» социальных групп. Таким образом, алкоголь в США – это способ снятия стресса и отождествления индивида с его общественным положением.

В России смешаны 2 подхода к алкоголю. Первый – навязанный американский, который использует марки и бренды как знаки принадлежности к определенной социальной группе; второй – исконно русский, использующий медовуху, квас и брагу как обязательные атрибуты свадьбы, веселого празника, народного гуляния. Как правило, русский редко задумывается о вкусе того, что он пьет; гораздо важнее для него является «вовлеченность», принятие его как «своего», которое достигается таким нехитрым образом. Таким образом, алкоголь в России – это продукт с двумя разнонаправленными эмоциональными кодами – веселья и статуса.

Чтобы социальная реклама в России работала, ей нужно комплексно воздействовать на оба этих кода. Жалкие потуги, наблюдаемые на данный момент, не затрагивают ни один.

О предопределенности судьбы

Все мы – марионетки, и самое большее, что мы можем сделать для обретения свободы – это попытаться понять логику кукловода.
Роберт Райт. «Моральное животное»

Если мы запрограммированы на что-то – эти черты неотвратимы. Мы можем, в лучшем случае, канализовать их; но мы не можем изменить их силой воли, образованием или культурой.
Ричард Докинз, словами Стивена Гулда. «Расширенный фенотип»

Ну вы все поняли, да? Мы можем брыкаться в частностях, но есть рамки, за которые не дано выпрыгнуть никому из людей. Конечно, большинство из нас вполне удовлетворено предоставленными им вольерами – их мышление редко поднимается выше уровня «хочу мульон баксов и квартиру в москве». В таких масштабах, естественно, никаких ограничений нам природа не ставит. Но мы, жертвы собственной глупости, погрязли в пустяках…

Не для того миллионы лет эволюционировали, чтобы о квартирах беспокоиться.

О дураках и дорогах

В России две беды – дураки и дороги. Верно?

Неверно. Только дураки.

«Что за жизнь, всю страну разворовали, вон в Европе люди как живут, а у нас жопа! Даже дороги не могут сделать нормально» – кричат они.

Поймите же: мы не Европа. Климат в России суровее, чем в любой индустриальной стране мира. У нас, согласно СНиП, подошва фундамента должна быть глубже границы промерзания – а это метра полтора, как минимум. И цена растет соответственно, более чем пропорционально глубине. А в той же Европе грунт вообще не промерзает, дороги можно прямо на землю класть.

И ладно еще, фундамент. Те же канавы – еще минимум в три раза дороже. Плюс гнилые зимы с постоянными колебаниями температуры вокруг нуля, с таянием и замерзанием воды в трещинах асфальта. В Европе рай просто, по сравнению с экономической географией России.

И так во всем. Куда ни кинь – постоянные природные ограничения. В с/х урожайность ограничена 1 посевом; в США 3-хпосевная система, у них ведь зимы нет. В раскопках полезных ископаемых больше 50% расходов – откачивание талых вод и восстановление структуры почв.

Хватит уже ругаться на правительство. Не все вещи в этом мире можно объяснить рекетом и воровством; с какими-то придется просто смириться.

» 24 мнений

  • 1 Анонимно // Ноя 24, 2009 at 05:42

    [...] это – действие культурного кода… Добавить [...]

  • 2 nuaru // Ноя 24, 2009 at 09:40

    Рэкет и воровство – это тот самый «культурный код» о котором ты написал ))
    Вот тут человек хорошо рассказывает почему у нас в стране все хреново http://sl-lopatnikov.livejournal.com

  • 3 Алексей Глазков // Ноя 24, 2009 at 11:36

    Хм. Не нашел, где именно он об этом рассказывает.

    По поводу кода – я сейчас проверяю тезис Рапая «в России два народа». Если это и правда так, кода у нас будет как минимум два :) Да и вообще, не все так прозрачно, как кажется.

  • 4 Евгений Хаидов // Ноя 24, 2009 at 12:00

    Я, видимо, дурак. Не понимаю, почему в той же Финляндии хорошие дороги?
    Зато знаю, от ГИПов, как строятся автомобильные и ЖД дороги в России. И сколько денег от стоимости проекта идет, собственно, на строительство.

    Про Францию – пьют там всегда. Т.е. каждый день, не только в праздник. Вопрос в том, что, как и в каких количествах. В плане культурного кода, небезинтересна будет статья Шинкарева «Империя чувств. Как и почему пить запоем»

  • 5 Евгений Салтыков // Ноя 24, 2009 at 12:25

    Соглашусь с Евгением. Проникновенное вступление почитал с интересом, а дальше началась обычная пурга.
    Зимы холодные много где есть. Урожаев 3 штуки никому не надо, у нас зерновые с одного урожая не знают куда деть — инфраструктуры нет. Дома строят у нас отвратно начиная с проектирования, промерзание грунта не при делах. Про пьянство ничего не скажу, это тема слишком многогранна :) В общем, если это показательные выдержки, то читать там нечего.

  • 6 Алексей Глазков // Ноя 24, 2009 at 12:37

    Евгений,
    с Финляндией все очевидно: у нее площадь всего-то 337 т. км2, в 50 раз меньше площади России. На таком пятачке – грешно плохо дороги класть :)

    С Францией согласен, все верно. Собственно, вот он, тезис о «культуре пития»: важнее не когда пить, а КАК…

  • 7 Алексей Глазков // Ноя 24, 2009 at 12:46

    Евгений,
    - да, зимы есть – но совсем не такие холодные (в Сибири среднегодовая t примерно -12, В Канаде -5, на СТРАШНОЙ американской Аляске -3 !!!!)
    - да, инфраструктуры нет – но почему? Во многом потому, что строить тупо ДОРОГО
    - проектирование как раз прекрасное – у меня мама инженер-проектировщик, жена спец по теплоснабжению зданий, очень трясутся за качество своей работы, вылизывают все неточности

    Вообще, почитайте: ru.wikipedia.org/wiki/Экономическая_география_России. Мне уже этого хватило :) А Википедия ведь далеко не самый полный источник знаний.

  • 8 Евгений Хаидов // Ноя 24, 2009 at 13:13

    Алексей, я не про качество проектирования. Тут претензий нет. А о том, что только 10-20% выделенных на проект денег будут потрачены по назначению.

  • 9 Евгений Салтыков // Ноя 24, 2009 at 13:15

    Про проектировщиков регулярно слышу хохмы — даже мне, полному профану, понятно, что так нельзя делать. Кто-то потом эти ошибки исправляет (это не удешевляет, естественно), но сам принцип тот же — дураков много. Сибирь я видел совсем немного, зато был в Тынде в минус 43 — там отличные дороги. Был в Китае за речкой — там дороги еще лучше, это 40 км отсюда. Как это объяснить? Вопрос риторический, конечно, я и сам могу объяснить, надо только позицию выбрать. Пока она такая: 1. мало денег 2. много дураков 3. воруют. После прочтения о тяжелых экономически-географических добавлю, возможно, еще один пункт, но в самый конец и мелкими буквами.

  • 10 Владимир // Ноя 24, 2009 at 13:41

    А в Нигерии плохие дороги, потому что там такая же зима как у нас?

  • 11 Алексей Глазков // Ноя 24, 2009 at 13:56

    Евгений Хаидов,
    совершенно согласен :)
    хохма в том, что при хороших природных условиях хватило бы и этих 20%.
    В общем, нет у России проблемы в дорогах. Вся проблема только в дураках

  • 12 Алексей Глазков // Ноя 24, 2009 at 14:07

    Евгений Салтыков,
    ну не пытайтесь вы объяснить ВСЁ воровством и нищебродством. Как минимум, тут действует еще и вездесущее «перекладывание ответственности», что само по себе не так уж плохо (см. Делегирование), но в сочетании с киванием «а вот у них в европе» и игнорированием местных климатических условий – просто поражает.

    Было уже достаточно таких ситуаций. Вот раз пригласили немцев строить трассу, из Екб куда-то далеко. Они проложили отличный автобан, – первую треть всей работы примерно, – и остановились переждать зиму. После зимы половину автобана перекосило – не учли сезонное смещение почв. Нет у них такого, в Германии.

    Или вот хохма – мэр города взялся за благоустройство, и отстроил своему сыну завод по производству тротуарной плитки. Все как полагается: итальянское оборудование, спецобучение для рабочих, система качества по ISO9000. Плитку положили, а когда пришла зима – дворники с матом долбили ее ломами и посыпали песком. Итальянское оборудование как-то не учло, что зимой-то, оказывается, может намерзать лед!

    Повсюду так, повсюду. Это уже не просто воровство – это удивительное, сумасшедшее равнодушие, легкомыслие и надежда «на авось».

  • 13 Алексей Глазков // Ноя 24, 2009 at 14:17

    Владимир,
    я, честно говоря, без понятия, какие у них там дороги

  • 14 Евгений Салтыков // Ноя 24, 2009 at 14:28

    Да не пытаюсь я объяснить ВСЁ. Но и вы не пытайтесь объяснить даже то, что пытаетесь, климатическими условиями. Да, они есть, они тяжелые. Но ведь не вчера появились? Строить трудно и дорого. Ок, но почему все равно ерунда получается часто? Это вообще невозможно, или есть причина почему это невозможно у нас? Я знаю, что это возможно, потому что видел. Еще в девяностых у нефтяников «на северах», да в Тынде той же. Денег много? Дураков мало? Скромнее воруют? Уж климат-то там какой надо, суровее поискать.

    Пример про немцев отличный, хотелось бы пруфлинк. А гладкой тротуарной плиткой у нас полгорода вымостили. Скользко. Потом спохватились, стали делать шершавую. Делают все китайцы, как и на стройках. Про ломы и маты не понял — есть какие-то альтернативы? Или плитка эта ломается?

    С выводом согласен. Варианты? Статья за вредительство? Грозный царь?

  • 15 Алексей Глазков // Ноя 24, 2009 at 14:37

    Евгений,
    нет пока выводов. Это же «короткие заметки о разных вещах», легкий треп :) Пока что я просто говорю, что списывать все проблемы на коррупцию и жадность – это слишком просто, и вот вам на примере нашей «всероссийской беды» наглядный пример. Но это же не значит, что я точно знаю, как все это происходит :) Я всего лишь знаю теперь, как это НЕ происходит, несмотря на нашу ярую убежденность и «презумпцию виновности» власти.

  • 16 genberg // Ноя 24, 2009 at 14:38

    Насчет климата, считаю это спекуляцией. Воруют что, тоже из-за климата? Бюджет километра дороги в сотни миллионов долларов тоже климат?

    Посмотрим на Северную и Южную Корею, люди даже ростом отличаются.

    Другой вопрос, что климатические и геополитические особенности данной территории привели к низкой «пассионарности» метного населения, поскольку сюда вытеснялись более слабые.

  • 17 Евгений // Ноя 24, 2009 at 15:49

    Кстати, любимая макивара современности — ВАЗ. Город-завод, побольше иных государств. Проектирование и производство, сбыт, финансово-кредитное отделение — все 3 направления операционно убыточны — чем больше работают, тем больше должны. Действующий макет российской экономики, да и общества, наверно, в целом. Перекрой трубу нефтяную (которая наполняет бюджет, который кормит ВАЗ) — 3.14здец, пардн май френч. Бабло не побеждает зло — выдали им уже немерено средств, а они как делали говно, так и делают. Чем остальные хуже/лучше? Извините, не удержался :)

  • 18 Алексей Глазков // Ноя 24, 2009 at 17:48

    :)

  • 19 tema // Ноя 25, 2009 at 12:48

    Собственно, о социальной рекламе
    Согласен, Алексей, насчет алкоголя. Еще я заметил, что у нас в Эстонии (просто очень-очень редко ТВ смотрю) больше рекламы про алкоголь, а не против него. И поэтому одна, даже самая грамотная социальная реклама, прокрученная на деньги неизвестно какого фонда (или другой организации), будет выглядеть ка капля мочи в море: эффекта ровно 0.

    Понятно, что дело и в оформлении этой самой рекламы. Но на ~30 роликов про пиво, водку и то, что все это пьют и что это круто, приходится сейчас ровно 0 роликов про то, что алкоголь это нехорошо.

    А то, что внизу пишут фразу — это без разницы. У нас люди всё прекрасно знают, но всем похуй.

    PS: да, опросил коллег на работе, действительно, никто из них не видел социальной рекламы против алкоголя. Один из коллег что-то сказал про запрет показывать лица людей в рекламе пива. Ничего про это не слышал.

    О предопределенности судьбы
    Как бы ни говорил цитируемый многими блоггерами доктор хаус и прочие юмористические персонажи, человек может меняться. Все зависит от работы с его мозгом и мировосприятием. Я по себе могу сказать, что уже не веду себя так, как месяц назад. События, влияющие на нас происходят каждый день. Могут оставаться неизменными привычки. Их тоже можно поменять. Если ты жирный — можно похудеть и жить в удовольствие, можно бросить курить после 15-и лет ежедневного курения. Мне повезло: я постоянно встречаю людей, показывающих на своем жизненном примере то, что нет ничего невозможного. А предопределенность судьбы, если задуматься, всего лишь очередная идея, высказанная в порядке бреда. Если человек знает, что у него ничего не получится изменить, он и пытаться не будет. Кстати, очень хорошая тактика влияния на человека. Говори ребенку с детства: «Ты никто, у тебя ничего не получится, ничтожество, плохой, все умрут» и прочую хуету. Не надо быть пророком, чтоб увидеть, что будет с мозгом у такого ребенка в будущем.

    Алексей, благодарю за рекомендацию к прочтению.

  • 20 Smart // Ноя 25, 2009 at 15:08

    Алексей, здравствуй!

    Я как обычно в твои камменты со своими оффтопами. Настигло меня что-то сейчас, спросить захотелось. Ты человек активный, ко многим бизнесам причастен.

    Бывают у тебя психологические «откаты»? Когда внутри пусто, деть себя некуда. Чашка кофе спасает, но недолго. За что не возьмешся – из рук валится и проблемки мелкие одна к одной стелятся?

    Интересно стало, подобные «мини-депрессии» – участь всех активных людей или только моя? Или это лень говорит о себе, или еще что нехорошее. А еще, наверное просто отмазки перед собой не хватает. Работать надо, но никак.

  • 21 tema // Ноя 25, 2009 at 15:18

    Задумался о социальной рекламе против алкоголя и прочего. На мозг легли такие вопросы:

    – Для кого эта реклама? Для продавцов, чтоб не продавали, или для детей, чтоб не покупали?
    – Почему в социальной рекламе всегда пытаются выставить идиотами и дебилами тех, кто делает/употребляет/продает. Это же не работает.
    – Почему социальная реклама строится таким образом, что «Если вы ХХ и ХХ (вставить желаемое), то все умрете, будет хуево». Об этом же никто не задумывается. Где-то по ТВ в один из редких разов просмотра видел, поэтому и запомнил, такой вариант. Кто рассказывал, не помню, но пример хороший: в Германии места для парковки инвалидов. Естественно, туда встают (как и у нас) всякие чуваки на здоровенных тачках, а рядом стоит столбик с надписью: «Берешь мое место? Тогда возьми и мою инвалидность». Как ветром сдувает сразу. :-)

  • 22 Алексей Глазков // Ноя 25, 2009 at 18:31

    Smart,
    привет. Бывает. У всех бывает, не переживай.

    Это интуиция. Твое подсознание о тебе заботится :) Оно как бы сигналит тебе: «эээй, происходит какая-то херняяяя…» – и мозг отказывается думать, а руки – слушаться, чтобы ты ничего не натворил. Все хорошо, на самом деле; не нужно бояться таких моментов, не нужно бояться лени, нужно больше доверять себе.

    Лекарство простое: послушаться самого себя и не торопиться с активными действиями.

  • 23 Алексей Глазков // Ноя 25, 2009 at 18:50

    tema,
    потому так и происходит: рекламщики ни сном ни духом не ведают о культурном коде.

    У взрослых на детей срабатывает стандартная родительская реакция: припугнуть, чтобы не трогал. «Не лезь в розеку, током как даст!», «Не жги спички, бо-бо будет» и так далее. Но если ток и вправду неприятен, а огонь и вправду жжет (то есть, когнитивного диссонанса ранний импринтинг не вызывает), то алкоголь, очевидно, не такая уж злобная отрава, как они пытаются показать. Поэтому никто в это давно уже не верит.

    Код алкоголя в России – веселье и статус, и противодействовать ему НЕВОЗМОЖНО. А что можно? УСИЛИТЬ и циливизовать! К примеру, показывать, что дешманское пиво и тоники – это жалкие суррогаты, и настоящее веселье достигается только в хорошей компании с качественным вином. Или показывать, что серьезные ребята с миллионами в кармане не пьют баночную дрянь, но не потому, что богатые, а потому что это реально дрянь.

    Проблема ведь не в том, что дети пьют; проблема в том, что они пьют всякую хуйню. Нужно показать, что далеко не всякий алкоголь делает ребенка взрослым и крутым – а только действительно хороший.

    Грубо говоря, яга для лохов без перспектив; хочешь уважения – учись пить хеннеси!

  • 24 artem kazantsev // Ноя 26, 2009 at 23:44

    насчет дорог и c/x. А как скандинавы(они еще севернее нас живут) умудрились построить качественные дороги у себя и производить у себя качественные продукты, масло например?

    я считаю, что, конечно, не все можно преодолеть, ну и что, нам теперь всем спиться что ли? или трястись на ямах и колдобинах?

Ваше имя:

Email:

Ваш блог:

Пожалуйста, указывайте нормальное имя/ник, а ссылку ставьте только на свой личный блог! Комментарии с ключевиками в имени/теме или ссылками на непонятные сайты - будут удаляться