Эта заметка – о семье. Возможно, я буду слишком эмоционален и предвзят в ней; возможно, кто-то из моих читателей даже решит, что я, да и сам Эффман ему больше не интересны. Что ж, у каждого свой путь. Всем же прочим придется привыкать: с этого момента я буду уделять теме семьи и взаимоотношений гораздо больше внимания
. В контексте эффективности, успеха, самореализации и счастья, разумеется.
О чем хочется сказать. О наглом манипулировании нашими ценностями, в числе которых находится и любовь – к близким и к людям вообще. Об искаженном восприятии действительности, о видении мира, основами которого почему-то являются деньги, известность и, как следствие, – власть. О значительной переоценке артефактов-”благ”, культивировании потребительских мифов и мнении, что нельзя жить хорошо и одновременно дешево (в смысле, не затратно). О том, почему привычные и, я бы сказал, незыблемые и совершенно необходимые каждому человеку вещи – любимый человек рядом, ребенок, забота об этом своем маленьком мире – кто-то упорно старается сделать для нашего сознания чужеродными и неудобными. И о том, кому это выгодно.
О правде и лжи
Сегодня для каждого из нас очень важно понятие “успеха” – возможно, важно даже больше, чем для наших родителей, их родителей и родителей их родителей. Связано это, думаю, в первую очередь с тем, что человек наконец начал постигать свою внуьреннюю природу, наконец нащупал ту нить, которая приведет его к главной мечте любого из нас – счастью. Почему именно сегодня – ну наверное, потому, что наша сущность стремится уклониться от нас, где бы мы её ни высматривали, и не дается в руки.
Мы считаем само собой разумеющимися такие явления в нашей жизни как благодарность, стыд, раскаяние, гордость, честь, возмездие, сочувствие, любовь и так далее; так же как мы считаем самим собой разумеющимся воздух, которым мы дышим, свойство брошенных предметов падать, и других явлений, типичных для жизни на этой планете. Но ведь так необязательно должно быть. Мы могли бы, например, жить на планете, где общественная жизнь не имела бы ничего похожего на вышеперечисленное. Думали ли вы об этом с такой позиции? Понимаете ли вы, что есть в этом мире вещи, которые нельзя, невозможно подвергать сомнению, потому что только на них и держится этот мир?
Я – понимаю. Именно поэтому я посылаю на*** всякого, кто старается доказать, что можно чего-то добиться в жизни ложью, обманом и наглостью, что можно не возвращать долги и не выполнять обещания, что можно считать кого-то ниже или хуже себя. “Эй, слышите, инородцы? Мне с вами не по пути”. Я уверен, что и вам тоже с ними не по пути.
Однако, зло коварно и изобретательно. Манипуляторы научились подстраиваться, притворяясь… наверно, самыми уважаемыми мною людьми – наставниками. Гуру. Вокруг стало так много желающих манипулировать, что найти настоящего наставника, разглядеть в человеке искреннее желание помочь удается не сразу. Или притворяясь другой уважаемой сегодня категорией людей – бизнесменами и инвесторами. Вы сами видите, как много появилось вокруг компаний, действующих по принципам сект.
И тем не менее – есть возможность распознавать таких людей. Вот почему я и заговорил о семье.
Эталон бизнеса
Самый, наверное, идиотский из всех мифов – это мнение “содержать семью затратно”. Культивируют его квазибизнесмены, которым хочется эксплуатировать своих сотрудников по полной – как инструменты, как материал, а не как людей. Они хотят получить не только ваши руки, но и ваше время, и ваш разум – все, без остатка. А семья, безусловно, требует и времени, и внимания. Но только не лишних затрат. Разве платить за квартиру, покупать предметы быта, копить на отдых и старость, растить ребенка – вдвоем сложнее, чем в одиночестве?
Я иногда думаю, что семья – это тоже бизнес. Это ведь тоже дело, оно тоже требует увлеченности и вложения сил. Разница лишь в том, что “обычный” бизнес – это система, приносящая материальные или общественные ценности: известность, уважение, связи, доход и имущество. Семья же – это система, привносящая в жизнь ценности личные и нематериальные: силу и радость, смысл жизни, комфорт, ощущение нужности, уют и счастье.
Семья для меня – это эталон для определения квазибизнесов. Ведь хорошая семья – это среда, которую ты делаешь сам; это твой маленький мир, в котором тебе удобно, в котором есть уют, забота, понимание и взаимопомощь. Если другой, чуждый мир, который я оказал желание принять, покушается на сотворенный мною – пусть идет лесом. Если отношения в нем хоть на чуть-чуть отличны от той погрешности, которую я готов допустить в сравнении с эталоном – пусть идет лесом. Если в этом мире нет для меня достойного места, пусть даже небольшого – пусть идет лесом. Вот как-то так.
Индикатор доверия
Другая тонкость – это умение распознавать людей. Кто-то доверяет своей интуиции и не ошибается; таких людей я уважаю. Но их немного, большая же часть нас предпочитает найти опору в нескольких фактах и вынести решение. Тут-то нас и ждет подвох в виде самовыдвинутых гуру.
Есть такое представление в мире бизнеса: компания может быть успешной, только если покрывает какую-то потребность конечного пользователя или покупателя. Отсюда можно сделать прямой вывод: бизнес ориентирован на производство продуктов потребления. Если это b2c – он производит товары или услуги для конечного потребителя, если b2b – то же самое делает для бизнеса. К примеру, супермаркет обеспечивает мою потребность в еде и мелких предметах быта, кинотеатр – в отдыхе и удовольствии, а фирма-аутсорсер по установке и обслуживанию кассовых терминалов обеспечивает потребности и первого, и второго.
Модель b2f, название которой придумано Максом Крайновым, никого ничем не обеспечивает. Вместо этого она играет на “хотелках”. Вы хотите стать богаче? Нате! Хотите быть успешным у женщин? Нате!! Хотите все это получить, нихрена не делая? Нате!!! Разумеется, имеет с этого только сам “тренер”. А ведомые “хотелками”, люди идут туда, отдают деньги, лишь бы избавиться от этого тягостного, в общем-то, чувства, лишь бы удовлетворить внутреннего ребенка. Вот, кстати, поэтому я еще и не доверяю людям, которые живут эмоциями, а не самоконтролем и расчетом.
Аналогично, семья – это индикатор отсева подобных квазигуру. Женщины все-таки – наши самые тонкие ценители и самые важные люди. Далеко не каждый отважится обмануть женщину, с которой собирается жить и растить детей; а если и отважится, редкая женщина не сможет его разгадать и покинуть (разве что она сама не прочь кого-нибудь наебать, бывает и такое; но подобные парочки распознать уже гораздо проще). И уж нужно совсем быть полным козлом, чтобы учить обману и подлости своих детей.
Поэтому я, контактируя с неизвестным для меня человеком, всегда обращаю внимание на его семью. Если человек имеет семью, детей и тем более – внуков, это для меня значит намного больше, чем все регалии. Разумеется, потом уже смотришь на его интересы и успехи; но первична все же система ценностей, для которой семья является самым лучшим индикатором.
О результате
Ну и, наконец, невозможно переоценить важность семьи для будущего – для того момента, когда вам будет, скажем 90 лет. Что останется у вас, кроме воспоминаний? Ваши близкие: жена, дети, внуки, их друзья… Хорошо, если воспоминания о жизни будут для вас приятны; вдвойне хорошо, если ваши дети будут уважать вас и вашу жизнь. И мне очень жаль тех, у кого этого нет – или не будет.
Имя на плите,
годы жизни впиши сам.
Целую
Вывод
Знаете – сделайте его сами. Я не хочу навязывать вам свою точку зрения; но с удовольствием почитаю и реплики согласия, и ваши личные мнения на эту тему. Развитие темы, кстати, не заставит себя ждать, и скорее всего, ваши мысли придутся очень кстати.
Спасибо за ваше внимание. С уважением, Алексей Глазков.
Другие статьи серии:
«Основы экономической экологии» – введение.
«Процветание в неопределенности» – о бизнесе.
«Общество артефактов» – об окружении.
«Свобода, свобода…» – о поведении.
» 28 мнений
1 Так привычно и незыблемо « Эффективный человек // Фев 6, 2008 at 01:11
[...] О чем хочется сказать. О наглом манипулировании нашими ценностями, в числе которых находится и любовь — к близким и к людям вообще. Об искаженном восприятии действительности, о видении мира, основами которого почему-то являются деньги, известность и, как следствие, – власть. О значительной переоценке артефактов-”благ”, культивировании потребительских мифов и мнении, что нельзя жить хорошо и одновременно дешево (в смысле, не затратно). О том, почему привычные и, я бы сказал, незыблемые и совершенно необходимые каждому человеку вещи — любимый человек рядом, ребенок, забота об этом своем маленьком мире — кто-то упорно старается сделать для нашего сознания чужеродными и неудобными. И о том, кому это выгодно. [...]
2 Допира Юрий // Фев 6, 2008 at 01:53
Здравствуйте Алексей! Спасибо за приглашение пообщаться.
Я в последнее время стал понимать мудрость Будды, который открылся миру перед деревом, и стал просветленным. Уже в то время понимали человеческую природу. Ни один человек этого бы не выдержал – гордыня на куски порвала бы.
Для меня семья занимает главное место в жизни. Остальное создается вокруг и для. Приятно , что вы думаете также. Это действительно становится редкостью.
3 Александр Духовный // Фев 6, 2008 at 02:37
Здравствуйте! я всего второй день читаю ваш сайт. Вы затронули тему, которая у меня на устах сейчас постоянно. если у человека не построенны отношения в семье, о каком бизнесе, или работе может идти речь. Бизнеса у такого человека нет. Бизнес = это прежде всего отношения. как может человек построить бизнес, если его семья валиться? Для меня это первый критерий отбора людей в партнерство. Семья – это мой индикатор, фундамент моего строения.
Не хочу вас хвалить, скажу, что для себя черпнул много полезного.
4 Интернетесса // Фев 6, 2008 at 05:04
совершенно не показательно.
семья — это по началу двое. у человека могло не сложиться вначале, а потом человек мог просто не встретить свою половинку. вы описали идеальную модель, не учитывая при этом обстоятельтва и огромное количество других факторов.
5 Сергей Корнилов // Фев 6, 2008 at 09:10
Семья – это важно и нужно. Лично для меня это источник вдохновения и сил, но вряд ли я бы стал оценивать человека по наличию семьи, детей и внуков. Помимо тех случаев когда просто не сложилось есть и много внешне счастливых семей, за которыми стоит боль или негласное «живем ради детей».
То, что стоит защищать семью от внешних нападок – правильно. Моя семья – моя крепость.
Думать о том, кто подаст тебе стакан воды в 90 лет – немного слишком. Пить-то может и не захочется. Достаточно быть хорошим человеком по жизни, остальное приложится.
6 Алексей Глазков // Фев 6, 2008 at 10:00
Юрий,
Вот его очень хотелось бы узнать.
очень хорошо, что вы откликнулись. Меня знаете что зацепило – ваша фраза «Отдавать – это стиль». Чувствуется, что у вас есть оформленное понимание «отдавания» – по крайней мере, более конкретное, чем у меня
Лучше всего нам списаться по почте, либо поговорить прямо в Скайпе. Мои контакты есть на главной. Если ваше Интвеевское мыло ev***@intway.com действует, могу написать вам развернутую мысль. Как удобнее.
7 Алексей Глазков // Фев 6, 2008 at 10:01
Александр: рад оказаться полезным.
8 Алексей Глазков // Фев 6, 2008 at 10:07
Интернетесса: тут я совершенно согласен с Александром. «Если у человека не построены отношения в семье, о каком бизнесе, или работе может идти речь.» Я описал идеальную модель лишь потому, что никто из нас, ни вы, ни я – не хотел бы для себя неидеальной, а значит, старается достичь совершенства. Но если я не могу найти общий язык со всего одним человеком – своей половинкой – при этом не завязывая все на деньги, то уж найти общее понимание с сотней людей, связанных денежными отношениями (более серьезными по определению, где «извини» не прокатит) мне пока не светит.
Вот как-то так.
9 Алексей Глазков // Фев 6, 2008 at 10:17
Сергей:
согласен, я в общем-то об этом и говорю. Как относится человек к семье, живет ли он «ради детей», или у него «не сложилось» – это ведь тоже показатель, верно? Нужна определенная сила и система ценностей, чтобы жить с плохими отношениями или плохим человеком ради будущего своего ребенка. Ну и, разумеется, нужно обладать определенной «слепотой», не сумев человека распознать до того, как сложилась такая ситуация – или подведен итог «не сложилось». В общем, много можно вынести полезного. К тому же, мужчины редко в разговоре между собой врут о своей семье. Есть какая-то солидарность.
Рассчитывать на то, что «я вот заведу детенка, чтобы он за мной в старости ухаживал» – тут ты прав, это не просто «слишком», это даже чересчур
Хватит и того, чтобы не забывали. А для этого нужно действительно прожить жизнь достойно.
10 Vladimir // Фев 6, 2008 at 11:01
Несколько лет назад, начитавшись всякой умной литературы, в справедливом гневе и отчаянии написал одному известному ученому-психологу: если к власти неминуемо приходят эгоисты, подлецы и прочие проходимцы, то как жить? Если главной ценностью человека общество считает его кошелёк, то как относиться к этому обществу. Я не ожидал ответа, но он пришёл и был краток: власть и деньги – это далеко ещё не вся жизнь. Оглядись.
Ради детей (и вообще «ради…») жить не стОит. У меня двое, очень успешные (закончили Oxford и Ryerson). Выросли, создали свои семьи… И это «ради» уже им не нужно, а мне тяжело от него избавится. Ведь если жил «ради чего-то», то потом ждёшь и соответствующего ответа. А он всегда другой.
Поэтому, на мой взгляд, нужно жить не ради семьи, а с семьёй; не ради детей, а с детьми; не ради бизнеса, а со своим любимым делом…
11 Wad // Фев 6, 2008 at 12:27
2Vladimir: Красота! В точку! Присоединяюсь к последнему предложению на все 100%
Кратко и вся соль темы.
12 Интернетесса // Фев 6, 2008 at 13:22
софистика.
«Но если я не могу найти общий язык со всего одним человеком – своей половинкой»
– вы не даете человеку права на ошибку. а если человек ошибся? и второе — семья — это двое. если вт орой не будет так же работать, ничего не выйдет. по вашей логике, нужно расшибиться в лоб, даже если так случилось (по разным причинам), что партнер — не тот (не достоин, не работает, не хочет строить)
«при этом не завязывая все на деньги»
а деньги тут причем?
13 Антон // Фев 6, 2008 at 13:23
Сам по себе человек вряд ли будет очень сильно напрягаться (по крайней мере, я такой). Зачем много зарабатывать, если можно в чем-то себе отказать. Зачем следить за собой – и так сойдет. Зечем готовить себе полноценный ужин, если можно перекусить в McDonalds. Зачем вообще к чему-то стремиться, можно просто посидеть вечером перед телевизором.
Меня семья очень сильно стимулирует. Есть желание больше зарабатывать, хотя бы для того, чтобы об этом никто больше не думал. Есть желание следить за собой. Есть желание устроить романтический ужин. Есть желание быть лучше, быть примером для детей. Есть желание проснуться утром и сказать «доброе утро» любимому человеку.
Владимир очень четко расставил акценты в своем комментарии. Мне кажется, что здесь основной вопрос в понимании и поддержке. Если ты один стараешься для других, ты делаешь это «ради». Если же ты со всеми членами семьи движешься в одном направлении, если все разделяют одну систему ценностей, то получается, что ты делаешь это «с семьей».
14 Алексей Глазков // Фев 6, 2008 at 13:34
Vladimir:
я понял, и мне импонирует такой подход. Хочу лишь добавить, что «как нужно» – пусть каждый решает сам. Я пишу лишь о том, что семья нужна, и лично мне она нужна вот в таком вот качестве.
15 Алексей Глазков // Фев 6, 2008 at 13:40
Интернетесса:
Видимо, для вас понятие семьи и ее ценность – иные, чем у меня, так что давайте не будем попусту тратить эмоциии, все равно не сговоримся. А права на ошибку я не даю, это верно. Не я такой – жизнь такая.
16 Алексей Глазков // Фев 6, 2008 at 13:44
Антон:
это еще один аспект: семья стимулирует.
Спасибо
17 Допира Юрий // Фев 6, 2008 at 21:47
Здравствуйте Алексей! Да интвеевское мыло работает. Жду письма.
18 Павел // Фев 7, 2008 at 01:46
Отличный блог Алексей. RSS добавлен. Приятно встречать прогрессивных людей, хотя с этим постом по вопросу исключительной важности семьи я не согласен.
Думаю, что каждый человек определяет сам, что для него важнее семья, помощь близким, профессиональный рост, что-то другое или все вместе.
Для людей и всего мира в целом Римский Папа Иоан Павел II или Альберт Энштейн сделали намного больше, чем сотни миллионов прекрасных любящих семей вместе взятых, если конечно на этот вопрос мы смотрим с позиции объективной реальности, а не субъективных интересов и желаний.
Если человек готов посвятить себя Богу и людям, став, к примеру, святым отцом, то слава тому же Богу.
Почему-то все «громкие» серийные убийцы постсоветского пространства были женаты, некоторые имели детей и вообще выглядели со стороны прекрасными семьянинами.
Поэтому оценивать человека с точки зрения наличия семьи это глупо. В Китае и Африканских странах очень много людей с семьями. В нашем мире вообще уж слишком много эгоистически потребляющих семей и очень мало думающих альтруистов, способных дать что-то не только своей семье, но и обществу, то есть ставящих во главу угла не только и не столько свою семью, сколько общество, жизнь, мир, природу, планету, прогресс и т.д.
Уж пусть лучше меня уважают по реальным достигнутым в жизни целям, по количеству созданных мною духовных или материальных благ и по количеству людей, которым я помог, чем по наличию семьи или количеству моих детей и внуков. Хотя одно другого не отрицает, просто приоритеты и цели у каждого свои и главное, чтобы они были, и чтобы были они положительными.
19 Sergeshk // Фев 7, 2008 at 02:45
Алексей, неплохой пост. Некоторые утверждения спорны, но как вижу, это написано не для переубеждения. Одно хочу заметить, нельзя зло путать с людьми – это разные ипостаси. Вот то, что зло управляет нами и заметьте по нашей воле, это действительно так.
20 Алексей Глазков // Фев 7, 2008 at 10:54
Павел:
большое спасибо тебе за развернутое возражение. Буду думать. Я, видимо, и правда слишком идеализировал семью, как выше писала Интернетесса.
Sergeshk:
верно. На самом деле, довольно редко встречаются люди, действительно желающие причинить кому-то неприятности. Манипуляторы – часто просто люди, которые смотрят на мир по другому; у них измененное восприятие плохого и хорошего. Впрочем, сути это не меняет: когда мной пытаются управлять, я злюсь.
21 Ludi // Фев 7, 2008 at 18:31
C удовольствем прочитал, Алексей! Важно только учитывать тот факт, что не всегда быстро находится глубоко любимый человек для создания благополучной семьи, как уже писали выше. Но в целом — я с тобой согласен, и текст стал эмоциональным и живым.
22 Алексей Глазков // Фев 7, 2008 at 20:19
23 Дом Загородный // Фев 21, 2008 at 17:37
Семья, это, как известно, ячейка общества. Если есть любящие мама и папа, ребенку, подростку, и даже взрослому человеку гораздо легче быть в ладу с окружающим миром. Легче ли двум людям вместе чем по одиночке? Да, но только если между ними энергия любви, если любви нет, то не легче, наоборот тяжелее. Любовь это вполне себе уловимая сущность, взращивайте свою любовь, и ваша семья всегда поддержит вас, и будет вас любить.
ЗЫ: Всегда думал, что семья одна из важнейших жизненных ценностей, поэтому оценил пост, но, очень сильно напрягает мат, совершенно без надобности вставленный в текст.
24 Алексей Глазков // Фев 21, 2008 at 22:41
Да, тут я сам вижу, переборщил. В процессе написания мысли захватывают… а подобных ребят я очень не люблю, так что эмоции выплескиваются
извините за мат.
25 Дайджест февраля Эффективного человека « Эффективный человек // Мар 4, 2008 at 20:17
[...] 2. Так привычно и незыблемоЭто первый пост на тему семьи, из серии “Экономическая экология”. Для меня семья – это особая ценность: как предприниматель и исследователь, я беру ее в качестве эталона отношений между людьми. � ак для человека – любовь тоже ценна, но про это я написал уже в следующих статьях. [...]
26 named // Авг 17, 2008 at 16:05
Все ответы на вопросы очевидны и истина немногословна. Доказательство от противного: если институт семьи упразднить, люди не обойдутся без постоянного партнёра потому что это вопрос доверия и стабильности. Постоянный поиск партнёра, к примеру, имеет очень большие накладные расходы. Следовательно, это естественно, природно иметь крепкую семью.
Семья – это биологическое и общественное единение.
27 Проект «Эффективный человек» — Основы экономической экологии // Ноя 23, 2009 at 05:38
[...] большой темы постараюсь раскрыть в следующих статьях: «Так привычно и незыблемо» – о семье. «Общество артефактов» – об [...]
28 Проект «Эффективный человек» — Общество артефактов // Ноя 23, 2009 at 05:41
[...] “Так привычно и незыблемо” – о семье. “Свобода, свобода…” – о [...]