Проект «Эффективный человек»

Бояться, лениться, переживать нас заставляет кажущаяся сложность жизни. Но все проще, чем кажется

1,196 просмотров

О честности, ответственности и праве на ошибку

Суббота, 31.10.09 · Бизнес и жизнь · Наблюдение · Поведение людей · Эксперимент

Умеете ли вы отличить обманщика от честного человека, прежде чем иметь с ним какие-то дела?

Представьте ситуацию: к вам приходит некий человек, который от кого-то услышал о вашей высокой квалификации в некоторой области. Этот человек описывает вам бизнес-идею, реализация которой требует именно ваших навыков, и готов предложить вам партнерство. Насколько вы можете понять, идея имеет очень хорошие перспективы. Единственное, что вас смущает – вы этого человека совершенно не знаете.

Можно ли определить ДО НАЧАЛА работы, “кинет” ли вас в конечном итоге этот человек или напротив, с ним стоит попробовать поработать в команде?

Вопрос на миллион. Или на миллиард – в зависимости от того, сколько будет стоить результат вашего совместного труда. Рано или поздно, но в любой ситуации, которая требует совместного действия нескольких людей, этот вопрос встает ребром: кому я могу доверять? На кого могу положиться? На кого рассчитывать в своих планах?

И хотя, по большому счету, никто из нас не может предсказать, каким боком повернется к нему Фортуна, мы все равно пытаемся минимизировать риск ошибки, прежде чем начнем действовать. Тянем время, собираем информацию, опрашиваем знакомых, проводим разные проверки – все ради того, чтобы не ошибиться.

А может быть, это вовсе не нужно? Стратегия “TIT FOR TAT”, например, предлагает просто начать работу, в случае обмана не жалея сил на ответную месть. Это довольно сложная логика, потому что она дважды подталкивает нас как раз к тому, чего мы всеми силами стремимся избежать: к излишней и нецелевой трате ценных жизненных ресурсов. Но разве не бывает таких случаев, когда на проверку надежности человека уходит больше ресурсов, чем на саму работу? Разве не является это такой же неоправданной тратой сил?

Это более важный вопрос, чем кажется: КЛЮЧЕВОЙ вопрос человеческих отношений. В нашем мире очень мало целей, которых возможно добиться в одиночестве. А в ситуации, которая требует совместного действия нескольких людей, вопрос доверия рано или поздно встает ребром…

Итак: можно ли определить ДО НАЧАЛА работы, “кинет” ли вас в конечном итоге этот человек или напротив, с ним стоит попробовать поработать в команде? И нужно ли вообще пытаться это определять?

С уважением, Алексей Глазков.

(По моему мнению, предложенная ситуация сама по себе является лакмусовой бумажкой, способной выявить обманщика как с той, так и с другой стороны. Но я повременю с изложением своей точки зрения, чтобы не повлиять на ваше мнение.)

Интересное в блогах:
Боязнь яблок
Слова имеют значение
Умершим на тренинге – скидка 50%!

» 33 мнений

  • 1 О честности, ответственности и праве на ошибку « Эффективный человек // Окт 31, 2009 at 14:13

    [...] Прочитать и ответить > > Добавить комментарий [...]

  • 2 Ganin // Окт 31, 2009 at 16:27

    полагаю нужно искать золотую середину и иметь пространство для отката. плюс инструменты вявлени.
    риск есть риск, но есть и факторы которые реально отследить.
    равн окак и факторы на провал – человек не «кинувший» 20 раз вполне может «кинуть» и вас, либо он может «не совсем выполнить обязательства» а вы воспримете это как «кидок».
    слишком много факторов для обобщения.

  • 3 Алексей Глазков // Окт 31, 2009 at 17:19

    Нет-нет-нет. Это, конечно, правильные рассуждения, но давайте в рамках предложенной ситуации. Какие «20 раз»? Вы видите человека впервые, вам нужно понять, браться ли вообще за работу над его идеей. Как вы поймете, честный перед вами человек или обманщик?

  • 4 Ganin // Окт 31, 2009 at 17:28

    да ни как не поймем. и соответственно мы не доверяем ему и пытаемся разными путями вывести на чистую воду и заручится поддержкой самого себя. вот такая вот игра кто кого.

    но лично для меня проще начать работать с минимальной долей ответственности а дальше кривая выведет. главное сводить на каждом шаге риск к минимуму.

  • 5 Владимир // Окт 31, 2009 at 17:45

    Согласен с «Честные отношения могут быть основаны только на взаимной выгоде.». Соответственно, не ставить себя в ситуацию, когда ты становишься не нужен (или иметь к тому времени другие рычаги). Иначе, сам себе враг и винить можно только самого себя.

  • 6 justsoblogger // Окт 31, 2009 at 21:54

    По моему, решение очевидно – достаточно подготовиться к кидалову и максимально уменьшить риски. И первое время двойной контроль и проверка надежности. А вопрос доверия решается по другому, через поддержание сети связей, чтобы всегда вокруг были люди, которым можно доверять совместные проекты. Можно привлечь еще партнеров, пусть новичок сам боится кидалова.

  • 7 Сергей Трофимов // Окт 31, 2009 at 22:42

    Есть такой закон бизнеса: если можно не платить, то – не платят. Из чего вытекает следствие: последний платеж – не платится.
    Пока не начали работать, то понять насколько человек честно подходит можно только внимательно смотря на его текущие поступки, читая сквозь строки договор и выясняя у других, как он с ними работал.
    Обмануть – очень легко. Но если вы еще не до конца сделали свою работу, то вам будут платить, а вот как только что-то получилось и вы передали все, что нужно заказчику – извините и до свидания. Поэтому, деньги вперед, работу разбиваем на этапы, чтобы последний, за который не заплатят, был маленьким.
    А насчет того, можно ли положиться, то пока денег нет, то – можно, а вот если вдруг у вас нарисовалась сумма с энным количеством нулей, то тут уже не до доверия, вас могут кинуть в любой момент. А это уже зверский оскал капитализма :)

  • 8 Ganin // Ноя 1, 2009 at 00:19

    Сергей! вот так ваш комментарий прочесть и не в жизнь бы не стал с вами работать!
    Но почему в жизни вы ведете себя совсем иначе? Вроде бы раз знаете то и поступать должны по этому сценарию?!

    Вот на Алексея в старых постах тож нападки были мол говорит о том в чем не компетентен, но лично я читая вас обоих (хотя Сергею стоило бы побольше писать), начинаю верить в то, что скоро будет у нас хотя бы «в большей мере» честный бизнес!

  • 9 tema // Ноя 1, 2009 at 03:23

    Привет, Алексей. С неадвних пор читаю Ваш блог. Нашел здесь выражение своих мыслей. Веду свой блог, но только скрытый, еще не готов к общественному взгляду. Веду просто для последующего анализа.

    На Ваш вопрос у меня есть две точки зрения. Я всегда разрываюсь между ними и, порой, выбор падает то на одну, то на другую. Сейчас объясню, почему.

    В первом случае я начинаю отношения так, как они должны начинаться: встречи, общение на общие темы, а так же на темы проекта. Потом отношения перерастают из первоначальных «привет-привет» в партнерские, затем в приятельские. В этом случае я полностью искренен и открыт для действий и ответственности. Того же жду и со стороны своего партнера. Этот вариант я рассматриваю первостепенным, если у меня нет никаких претензий к человеку, который решил со мной начать вести дело. Суть проста: каждый человек заслуживает некий кредит доверия в начале пути сотрудничества. Ключ — кредит доверия: если у меня нет ничего негативного или подозрительного на этого человека, зачем играть в прятки? Лучше просто начать делать дело, предварительно разделив области ведения дел. Это — идеальный вариант. Он сработал у меня только единажды — два года назад. В остальных случаях я был «подвинут» партнером. Конечно, действия с моей стороны были понятными: я сделал так, чтоб бизнес не смог существовать, изъяв оттуда все то, что сделал я. Ключевой момент в этом варианте — максимально сблизиться с человеком: с его семьей, родственниками, другими партнерами, связями, людьми, имевшими с ним дело.

    Во втором случае, если кто-то сказал, что «этот челове нечестный и, вообще, какой-то скользкий», я слушаю его предложение, приоритеты, расставленные им в процессе обдумывания задачи и путей ее решения, а потом мы обсуждаем, что у нас может получиться. В этом случае решение начинать или не начинать работать с человеком зависит от того, насколько прозрачны его цели и действия. Достаточно просто побеседовать с человеком, спросить его об отношениях к таким вещам, как «дружба», «семья», «развод лохов» и «политика». Анализировать стоит сторону личного отношения к этим понятиям, если она вообще есть. Человек может попробовать увиливать или рассуждать на эти темы шаблонно, это сразу видно невооруженным (взглядом). Один случай попался из этой рубрики: я собирался делать проект и мне нужно было знать, насколько парень попался ответственный. Его ответы и рассказы поразили меня. Я выяснил, что он не считается ни с мнением близких, ни с мнением своих партнеров в другом бизнесе (внимание: партнер — это совладелец, а не подчиненный. 50/50 разделение власти в деле). Я откзался вести с ним дела, и, позже до меня дошла информация, что этот человек кинул на фирму своего племянника, вложившего в нее первый капитал.

    Отсюда я вытянул следующий опыт. Если есть возможность иметь дело с человеком, который кого-то уже кинул, стоит задать себе вопрос: «Чем я отличаюсь от тех, кого он кинул?». Если отличий не будет найдено (а их не будет), то и говорить не о чем.

    Вывод: анализируя поведение, привычки и цели человека можно для себя решить, иметь с ним дело или нет. Как говорится: «Незаменимых нет», всегда можно найти альтернативного партнера, если этот оказался полным мудаком.

    Еще раз приветствую,
    Ваш недавний читатель,

    tema

  • 10 Алексей Глазков // Ноя 1, 2009 at 03:40

    Сергей,
    если не секрет – на чем основано такое мнение? Есть опыт «последних платежей»?

  • 11 Сергей Трофимов // Ноя 1, 2009 at 11:54

    Да, именно так. Просто мне периодически не платили последний платеж. Даже если есть официальный договор, в котором перечисленно все, что нужно было сделать, и все, до последней запятой с нашей стороны соблюдено.
    Люди знают, что время потраченное на суды будет стоить дороже, чем то, что я потеряю в сделке на последнем этапе.
    Кстати, вы никогда не сталкивались с тем, что при увольнении сотрудника он не получает деньги за последний месяц? Очень распространенная ситуация, которая подтверждает выводы. У меня сотрудники ВСЕГДА получали зарплату, даже если ее не хватало на меня самого.
    А в жизни я веду себя так, чтобы разделять платежи клиента на этапы. Поэтому когда мне говорят, что заплатят, когда ВСЕ будет готово, я понимаю, что с этим человеком работать нельзя, поскольку ВСЕ не будет готово никогда и всегда можно придумать, что-нибудь, о чем не упоминалось в начале пути, «ну мы же это подразумевали, ну вы же должны сами это понимать, что нужно сделать еще и вот это».
    Да, господа, бизнес – это не только радость творчества и самостоятельности, но еще и проза жизни. Поэтому молодым предпринимателям нужно поскорее избавляться от розовых очков. И как сказал мне один товарищ, когда пообщался с некоторыми инвесторами «Теперь я понимаю, что они хотят не мне помочь, а банально заработать». И это тоже проза жизни.
    Так что держите ушки на мокушке и просчитывайте ситуацию. Успехов в бизнесе!

  • 12 yuri // Ноя 1, 2009 at 19:09

    Упростим немного.

    Я бы задал вопрос немного иначе – действительно ли вам нужен именно этот человек, или можно обойтись без него. Если ответ дан на предыдущий вопрос – ответ на вопрос можно ли работать уже не возникает.

    Дальше. Если человек пришел сам и изложил бизнес идею, то он вам уже не нужен. Если не изложил, то тогда в дело вступают договора в которых следует явно описать случай обмана.

    з.ы. Для тех кто _предлагает_ свои услуги – стратегия “TIT FOR TAT» плюсовая, т.к. дает возможность начать работу сразу и без пауз.

  • 13 Алексей Глазков // Ноя 1, 2009 at 23:42

    Юра,
    хорошо сказал. Интересный взгляд.

    Один момент только не очень понятен. Ты говоришь, «если человек пришел сам и изложил бизнес идею, то он вам уже не нужен». А что ты предлагаешь сделать с «ненужным» человеком и его идеей?

    Я не отвергаю ни один из возможных вариантов, честные они или нет, но есть мнение, что главный человек в любом проекте – это его идеолог, его автор. То есть он, в принципе, нужен всегда, независимо от того, кому и что он уже рассказал :)

  • 14 Алексей Глазков // Ноя 1, 2009 at 23:50

    Сергей,
    есть некое противоречие.

    Вот смотрите: вы говорите, что есть некий закон «если можно не платить, то – не платят». Подразумевается, думаю, что это закон бизнеса вообще – то есть, он применим ко всем без исключения. В то же время, вы говорите, что стараетесь рассчитываться всегда, пусть даже в ущерб себе; стало быть, либо вы лукавите :) , либо закон – вовсе не закон.

    Там, где есть одно исключение, найдется и второе, и третье. Постепенно мы приходим к пониманию, что людей можно условно разделить на 2 категории: те, которые не платят последний платеж (большинство), и те, кто работают честно (вы как пример). И это СНОВА возвращает нас к вопросу: как отличить первых людей от вторых?

  • 15 Алексей Глазков // Ноя 1, 2009 at 23:54

    Владимир,
    если я правильно понял – нужно стараться обезопасить себя, оставаясь нужным участником дела, и тогда никто не кинет. Но если отходишь от дел – готовься к тому, что все, что ты заслужил, тебе «простят». Так?

  • 16 Владимир // Ноя 2, 2009 at 01:17

    Да. Здесь одновременно и логика оптимиста и пессимиста. Сотрудничать со всеми, но быть готовым что от тебя избавятся ровно в тот момент, когда ты выполнишь свою часть. Не слишком мешает, когда сотрудничают 2 честных человека, и позволяет быть готовым, если партнер окажется нечестен.

  • 17 Сергей Трофимов // Ноя 2, 2009 at 01:19

    Алексей, для себя я вывел несколько законов, и закон неплатежей – один из них. Он основан на личном опыте, который показывает, чем крупнее предприятие, тем больше людей пришлось кинуть (разорить, обмануть, не заплатить) его руководству.
    Малый бизнес потому и малый, потому что старается работать честно. В крупный он не превратиться никогда, если не найдет пройдоху, который сможет сделать деньги (не заработать, а именно сделать) например, на связях.
    Недавно слышал анекдот:
    Чебуреки честные будете брать?
    А что это?
    Из собачатины, на прогорклом масле.
    Конечно не буду!
    Я так и думал, честность в наше время никому не нужна :)

    Поэтому если к вам пришел владелец малого бизнеса, то, возможно (хотя не факт) ему можете доверять. А если это владелец большого бизнеса, вот здесь держите ухо востро. Он-то все законы бизнеса давно знает и умеет применять, поэтому и владеет большим бизнесом. Так что один из критериев, о котором Вы спрашиваете – это как человек разбогател. Фактически то, как он ведет дела. Нужно собирать досье на клиента :)

  • 18 Алексей Глазков // Ноя 2, 2009 at 09:12

    tema,
    привет. Спасибо за мнение! На данный момент оно ближе всех к моему :)

    Правда, это относится не совсем к итоговому выводу (»…анализируя поведение, привычки и цели, можно для себя решить…»), а к промежуточной мысли – «Достаточно просто побеседовать с человеком, спросить его об отношениях к таким вещам, как “дружба”, “семья”, “развод лохов” и “политика”». Но направление мысли у нас совпадает.

    Буду рад почитать ваш блог, если вы его когда-нибудь откроете.

  • 19 Алексей Глазков // Ноя 2, 2009 at 10:08

    Сергей,
    понял. Абсолютно согласен с вашим взглядом на крупный и малый бизнес :) Да, это хороший критерий.

    Только еще момент: а если пришел человек, у которого пока ничего нет, никакого бизнеса? Например, начинающий предприниматель, или интернет-стартапер, или идеолог соцпроекта с полученным грантом

  • 20 Сергей Трофимов // Ноя 2, 2009 at 12:43

    Алексей, это уже от личного опыта. Фактически, когда даете деньги – это как нанимаете людей. по началу у меня тоже было много ошибок, но после нескольких лет собеседований и найма, уже через час беседы понятно, что человек хочет и зачем он сюда пришел. И, естественно, не нужно давать всей суммы сразу, а по частям на основании этапов бизнес-плана :)

  • 21 Алексей Глазков // Ноя 2, 2009 at 13:17

    Да )

  • 22 Антон Вокруг // Ноя 2, 2009 at 18:57

    а типа подпсиать кучу регулирующих документов с правами и ОБЯЗАННОСТЯМИ не канает?

  • 23 Сергей Трофимов // Ноя 2, 2009 at 19:04

    Антон, «подписать» – это только для суда. А если без суда, то «подписать» имеет чисто информационное значение, просто чтобы знать, о чем договорились. Вы готовы судиться? Догда расписывать каждую закорюку. А как потом работать? Просто невозможно!

  • 24 Антон Вокруг // Ноя 2, 2009 at 19:09

    Невозможно спать на потолке. Это бизнес, если вы им занимаетесь, то прописываете каждую «закорюку», это нормальная практика большинства компаний. А то, что никто не начнет работать с человеком пока не изучит о нем все данные, так это и так понятно, иначе глупо.

  • 25 tema // Ноя 3, 2009 at 14:56

    То, что можно «пролететь» с деньгами — это только одна сторона и не самая страшная. Намного досаднее осознавать, что ты потерял время, которое не вернуть. Потратил свое личное время на пиздоболов и идиотов, считающих, что бизнес заключается в том, чтоб обмануть партнера, выжать из него прибыль, взамен не давая ничего. Естественно, никто из тех, кто «тянет на себя одеяло», так прямо не говорит, но поступки говорят обо всем.

  • 26 Алексей Глазков // Ноя 3, 2009 at 15:19

    Самое интересное, что многие так даже не думают – они свято уверены, что правда на их стороне, потому что вы такими-то и такими-то действиями ПЕРВЫМ их подвели. То есть, они как бы даже не обманывают специально.

    Почему меня и интересует вопрос, как можно распознать таких людей.

  • 27 О честности, этике и зависимости одного от другого « Эффективный человек // Ноя 5, 2009 at 16:36

    [...] О честности, этике и зависимости одного от другого Рубрика: Без рубрики — fotonstep @ 4:32 пп Предыдущая заметка "о честности, ответственности и праве на ошибку" была посвящена поиску ответа на ключевой вопрос человеческих отношений: "Можно ли отличить обманщика от честного человека, прежде чем иметь с ним какие-то дела?" [...]

  • 28 Надежда // Ноя 5, 2009 at 20:32

    Пока я занималась подбором и отбором людей в компании, где ответственность в конечном итоге ложилась все же на руководителей принятого на работу сотрудника, я считала, что есть вещи, по которым в ходе собеседования можно определить, насколько человек честен. НА самом деле, иногда по поводу честности человека возникали сомнения, человек в конечном итоге подтверждал или опровергал эти сомнения. А теперь, когда я сама руководитель… Честность разных людей мне важна в разной степени. Соврал мне журналист, почему опоздал, это – мелочь, хотя, все большое начинается с мелочей… А вот когда начальник отдела продаж рекламных площадей начнет врать… Или врет… Тут уже не до шуток… На самом деле, у меня сейчас ситуация, когда я все еще ( уже второй месяц!), не могу понять, ошиблась я или нет при выборе этого кандидата… Время покажет. В конечном итоге, это мой управленческий выбор. И если что – моя управленческая ошибка. И даже – мое управленческое право – ошибаться. Недавно разъясняла сотрудникам, что их нечестное отношение к чему-либо, а именно, к трудовой дисциплине, может вызвать и мое нечестное отношение к моей трудовой дисциплине. Не лучше ли доверять друг другу? Стоило всего один раз ответить сотрудникам, опаздывающим регулярно на работу «тем же» _ опоздание в выплате гонорара, ситуация резко изменилась.
    Что касается честности или нечестности принятого мною руководителя… До сих пор… мне везло на людей хороших Интуиция не подводила.

  • 29 Алексей Глазков // Ноя 6, 2009 at 01:43

    Надя, так какой в итоге ваш способ? Собеседование работает или нет? Интуиция – хороший советчик, или дает сбои чаще, чем хотелось бы? Какой способ вы считаете правильным?

  • 30 35metod // Ноя 6, 2009 at 16:27

    Алексей
    интуиция – хороший советчик, но опять же не у всех людей. У кого то она развита ( мне кажется она тренируется и улучшается в процессе, т.е. чем чаще например присутствуешь при собеседованиях, приеме на работу и главное – потом проверяешь впоследствии её результаты, тем она лучше «настраивается» ) у кого то – не очень. В конце концов – не все психологи.

    К тому же, бытует мнение, что ловкие аферисты, мошенники – очень хорошие психологи и очень качественно умеют запудривать мозг – на том и живут вобщем то

  • 31 Алексей Глазков // Ноя 6, 2009 at 23:55

    Согласен.
    Потому меня и интересуют менее «человекозависимые» методы выявления лжи

  • 32 Надежда // Ноя 12, 2009 at 06:42

    Наиболее эффективный способ? Комбинация всех имеющихся в арсенале. И четкое понимание цели: что именно должен сделать человек, какие задачи он должен решить, коих показателей достичь.

  • 33 Проект «Эффективный человек» — О честности, этике и зависимости одного от другого // Ноя 23, 2009 at 23:31

    [...] [...]

Ваше имя:

Email:

Ваш блог:

Пожалуйста, указывайте нормальное имя/ник, а ссылку ставьте только на свой личный блог! Комментарии с ключевиками в имени/теме или ссылками на непонятные сайты - будут удаляться