Проект «Эффективный человек»

Бояться, лениться, переживать нас заставляет кажущаяся сложность жизни. Но все проще, чем кажется

2,276 просмотров

«Слишком молод и неопытен»: влияние возраста на доступность возможностей и целей

Суббота, 29.08.09 · Культурные явления · Наблюдение · Саморазвитие · Скрытый смысл · Эксперимент

Согласитесь, этот предрассудок имеет влияние и на вас.

Нам трудно поверить, что в 19 лет можно быть серьезным специалистом в какой-то сфере. Нам невозможно представить, что в 21 год уже можно иметь твердую систему ценностей и определенную жизненную цель. Обычно мы просто берем свой опыт и транслируем его на других людей: «вот сейчас, в свои 30, я понимаю, каким зеленым был в 20 лет, неужели он может быть чем-то лучше меня?». И получается так, что мир дает тебе доступ к некоторым вещам не потому, что ты заслужил это, а просто потому, что сегодня у тебя День Рождения. Исполнилось 25 – получай руководителя отдела. Ну разве это не косность мышления?

Или, может быть, все совсем наоборот?

Есть такое неуловимое понятие: жизненный опыт. Это совсем не тот опыт, который спрашивают при устройстве на работу; это именно опыт жизни. И в большинстве случаев, на самом деле, ваши ограничители правы: нельзя прожить жизнь быстрее, чем она есть, поэтому в 20 лет ваше мышление и представление о мире будут гораздо менее устойчивыми и полными, чем в 35.

И даже если кто-то пережил огромное потрясение и рано повзрослел – это иллюзия. Наш мир напоминает плохую ролевую игру гораздо больше, чем кажется. Если на 10 уровне весь опыт вбить в силу и здоровье – вам будет опасен даже слабый маг, но если это сделано на 99 уровне – вы имеете абсолютно неуязвимого джаггернаута. И наоборот: если на 10 уровне раскидать опыт равномерно, вы будете неплохо справляться со всеми проблемами, но на 99 уровне ваш “середнячок” не сможет выполнить ни одного мало-мальски интересного квеста.

Главная мысль, которая отсюда следует – всему свое время.

Исключительно ради эксперимента, на основе этого я предположил, что формула эффективности может выглядеть так:

15-25 лет – время набивать шишки и искать пути самореализации. В эти годы нужно пробовать, экспериментировать, ошибаться, изучать все подряд как можно глубже и серьезнее. Если есть возможность – следить за успешными людьми, чтобы совершать не все подряд ошибки, а только нужные и правильные. Это время – именно сейчас, потом будет поздно. В 30 лет многие ошибки уже не исправить.

20-30 лет – время выбора. К этому моменту нужно уже иметь огромный багаж практического опыта, понимать жизнь и остановиться на одной, конкретной жизненной Цели. Изучение всего подряд – нахер. Фантазии и самореализацию – нахер. Все интересное, но бесполезное для цели – нахер. Только целеустремленное прокачивание основных, ключевых умений и навыков. Чем раньше выбран путь, тем больше можно успеть. С другой стороны – не нужно торопиться: ошибка при выборе обойдется в годы напрасного труда.

25-35 лет – время начинать действовать. Нужно провести подготовку перед стартом, очистить свою жизнь от лишнего хлама, автоматизировать все, что было изучено за прошедшие годы, распределить обязанности в семье и команде, и начать строить систему. И еще – снова начать изучать все подряд задачи, которые могут потребоваться в системе; но уже не для того, чтобы делать их самому, а для того, чтобы компетентно контролировать остальных.

30-45 лет – работа системы и достижение вашей главной Цели. Если в этом возрасте вы занимаетесь только тем, что получается и нравится, все процессы отлажены, хлам и мусор не накапливается, все непрофильные задачи выполняются соответствующими профессионалами – вы на правильном пути. Это успех.

40-… лет – время собирать камни. Анализировать, с высоты полученного опыта, свой путь, сравнивать свои результаты с результатами других людей, осмыслять какие-то главные решения. С помощью этих знаний можно помогать другим добиваться их целей: писать книги и статьи, обучать, консультировать.

45-… лет – второй виток. Снова набивать шишки и искать пути самореализации, пробовать, экспериментировать, ошибаться, изучать все подряд как можно глубже и серьезнее… Просто ради интереса, просто потому, что жизнь – это движение, и за 30 лет многое в мире меняется.

Ну, как вам нравится такая перспектива? Будущее стало чуть более предсказуемым, не правда ли? :)

С уважением, Алексей Глазков.

» 34 мнений

  • 1 “Слишком молод и неопытен”: влияние возраста на доступность возможностей и целей « Эффективный человек // Авг 29, 2009 at 01:03

    [...] Или, может быть, все совсем наоборот? Добавить комментарий [...]

  • 2 Blinoff // Авг 29, 2009 at 04:28

    А как насчет «нам требуются специалисты до 30 лет»? :)

    Время выбора (казанное как 20-30 лет), по-моему, трудно ограничить каким-то возрастным промежутком. Выбор – он всю жизнь и каждую минуту.

    И на Западе человек в среднем 2-3 раза в жизни меняет полностью направление и приоритеты. Не оттого, что запутался или неправильно выбрал в первый раз. А оттого, что скучно, или достиг уже практического потолка в своей области.

  • 3 Артем Иволгин // Авг 29, 2009 at 11:39

    Супер. Правда, последние три чаптера этой игры описаны, кажется, человеком, который до туда не дошел.

  • 4 Anna // Авг 29, 2009 at 16:02

    Алексей, добрый день. Вы разрешите перепечатать этот текст в газету blog/off (обзор блогосферы, распространяется бесплатно) с указанием Вашего авторства и ссылки на блог? anna@blog-off.info

  • 5 Алексей Глазков // Авг 29, 2009 at 21:23

    Blinoff,
    я не сторонник подобных обобщений. «Среднего человека на Западе», которому становится скучно 2-3 раза в жизни, не существует :) Главным образом потому, что не существует четких границ такой локации, как «Запад», и не существует четкого определения понятий «потолок» и «скучно».

    Давайте будем чуть конкретнее :) это всегда полезно.

  • 6 Алексей Глазков // Авг 29, 2009 at 21:24

    Артем,
    верно. Это лишь гипотеза. Хотя, я понаблюдал за другими игроками, прежде чем сделать такие выводы.

  • 7 Алексей Глазков // Авг 29, 2009 at 21:26

    Анна,
    с указанием ссылки и авторства – конечно, пользуйтесь :) Надеюсь, текст будет вам полезен. И спасибо за обращение.

  • 8 yuri // Авг 30, 2009 at 02:44

    «я не сторонник подобных обобщений. “Среднего человека на Западе”, которому становится скучно 2-3 раза в жизни, не существует Главным образом потому, что не существует четких границ такой локации, как “Запад”, и не существует четкого определения понятий “потолок” и “скучно”.»

    браво!

  • 9 Blinoff // Авг 30, 2009 at 02:55

    Алексей,
    если о конкретности,
    то каков постинг, таков и комментарий (какой поп, такой и приход :) ),
    у вас – свои обобщения, у меня – свои.

    «Исключительно ради эксперимента», «я предположил», «может выглядеть»… – вы о какой конкретности говорите?

  • 10 Алексей Глазков // Авг 30, 2009 at 09:04

    Юра, спасибо :)

    Blinoff, я предполагаю, а вы утверждаете. Разница понятна?
    (не хочу вас оскорбить, просто уточняю свою позицию)

  • 11 Виталий // Авг 30, 2009 at 11:36

    “Слишком молод и неопытен” – это скорее предлог, чтобы отказать человеку. Когда нужно найти «разумную» причину – возраст вполне подходит.

    Кто действительно хочет, тот получает всё независимо от возраста. Тут главное не идти в лобовую атаку, вызывая мысли – “вот сейчас, в свои 30, я понимаю, каким зеленым был в 20 лет, неужели он может быть чем-то лучше меня?” Наоборот, нужно искать подходы к людям, чтобы им такая ерунда даже в голову не пришла, когда настанет время принимать решение.

    На мой взгляд, сейчас лучше всего прокачивать «говорилку», «понималку» и «убеждалку». Тогда и здоровье с силой не понадобятся..

  • 12 Алексей Глазков // Авг 30, 2009 at 14:23

    Виталий, практический вопрос: если бы вам нужен был директор для вашего завода, с какими критериями вы бы подходили к людям? Смогли бы нанять 20-летнего парня? Предположим, что это действительно умный и убедительный парень, с прокачанными «понималкой» и «убеждалкой», но у него нет ни вышки, ни МБА, ни особого опыта – в силу возраста.

  • 13 Kiteg // Авг 30, 2009 at 17:26

    Понравилось ваше сравнение жизни с ролевой игрой :)

  • 14 Андрей Ганин // Авг 30, 2009 at 18:30

    В свои 30 я понимаю – как же глуп и зелен я был в свои 20 когда строил карьеру и рвался в менеджеры. Теперь гоняю в страйкбол, клею кораблики и идизайнерю на благо клиента. и Счастлив в целом. :)

    А статья как обычно хороша и продуманна. Именно такой путь вроде как и должен быть у успешного и нормального человека.
    остальные уже аферисты (в хорошем понимании) и романтики и только удачливость их возносит или опускает.

  • 15 Алексей Глазков // Сен 2, 2009 at 01:27

    «гоняю в страйкбол, клею кораблики и дизайнерю на благо клиента»

    Это пять :)
    Имхо, это успех, Андрей. Здорово.

  • 16 Андрей Ганин // Сен 2, 2009 at 09:51

    Алексей, успех он должен в чем то мериться, нет?!
    А у меня что? в выставках практически не участвовал, креативы не создаю, да и работаю в нише где не так что бы уж супер качество. Так – середнячок и кустарь. Верстка и дизайн для поддержания шатнов, а остальное – хобби присущее скорее молодняку или на оборот престарелым :)

  • 17 Алексей Глазков // Сен 2, 2009 at 13:04

    Я думаю, что если вас все в вашей жизни устраивает, это успех :) В статье даже фраза соответствующая есть.

    А если кого-то ВАША жизнь не устраивает, это его тараканы.

  • 18 Ganin // Сен 2, 2009 at 13:24

    Ну меня много что не устраивает. Ведь нет предела совершенству :)
    я просто живу комфортно, в той или иной мере, для себя.

  • 19 Антон В. // Сен 2, 2009 at 14:56

    Алексей, как раз в тему, мне 26, недавно я сделал первый типа стартап, который продали. Ошибок я набил массу. Если интересно, я написал об этом в своем блоге, последняя заметка. Интересно ваше мнение.

  • 20 Алексей Глазков // Сен 2, 2009 at 23:51

    Посмотрел заметку, посмотрел стартап. Интересно :) О чем конкретно хотели бы услышать, Антон?

  • 21 Антон В. // Сен 4, 2009 at 16:38

    Алексей, любые мысли, абсолютно любые, мне очень интересно.

  • 22 Алексей Глазков // Сен 6, 2009 at 19:53

    Уж лучше бы что-то конкретное :)

    Ну что сказать. Обычный проект, созданный ради прибыли. Обычная модель отбивки вложений – баннерная реклама. Закономерные проблемы – падение доходов с рекламы из-за кризиса. Обычный результат – покупка другой компанией. И вполне естественно, что у этой компании есть свои менеджеры, и чужие люди им нафиг не нужны. Тем более автор. Ну нафиг, начнется потом с ним перетягивание одеял, конфликты всякие…

    Я думаю, что на самом деле этому холдингу проект даже и не нужен. Аудитории на сайте особой нет, ниша авто для холдинга непрофильная, персонал, как видно, они не ценят. Наверное их технология заинтересовала, движок, связи внутренние какие-то. А может, просто скупили сайт как конкурента, через пару месяцев прикроют, а на базе движка откроют свой собственный.

    В общем, как-то так :) Что в голову пришло, то и выложил.

  • 23 Антон В. // Сен 7, 2009 at 02:25

    :) так и есть Алексей, абсолютно

  • 24 Алексей Глазков // Сен 7, 2009 at 09:30

    :)

  • 25 Павел // Сен 7, 2009 at 12:19

    На счет первых трех периодов согласен.

    Я программист, на данный момент мне 24. И действительно, сейчас всем нутром чувствую, что первый период получения всяческого опыта прошел. Нахер! Не хочу более учиться чему либо (да и «чаша» честно сказать переполнена), не хочу рутинно работать «на дядю». Давно задумывался о том, что надо что то свое поднимать. Край почувствовал полгода назад, работал удаленно программистом в компании. Потерял всяческий интерес к работе, далее нервы, подрыв здоровья… В общем вылетел из системы – уволился. За годы учебы/работы голова до того «привыкла» думать о чем-то, что месяца три «недуманья» у меня «останавливались» мысли, и в какой то момент я наконец то почувствовал – я не о чем не думаю (это прекрасное чувство).
    И во сейчас я, возможно на грани чего то нового – может быть пришел тот момент когда надо целеустремленно двигаться в одном направлении, остальное нахер :) !
    Решил попробовать поднять сервис – свое первое дело. Дай бог все пойдет хорошо – можно будет сказать что это удачный шаг к успеху!

    А далее, думаю надо двигаться периодами – изучать одно дело за другим поднимая новые проекты. Ну а когда проекты начнут тебя кормить то да, можно и статьи писать и другим помогать.

    В общем, автор спасибо за статью – с большей частью согласен!

  • 26 Антон В. // Сен 7, 2009 at 12:59

    Павел, успехов!

  • 27 Павел // Сен 7, 2009 at 13:06

    Спасибо, Антон!

  • 28 Marya // Сен 13, 2009 at 15:52

    Некоторые наоборот думают, что я слишком стар для новых вещей. Слышали о знаменитом пенсионере, который дорвеи делает? Начал работать когда вышел на пенсию!

  • 29 Алексей Глазков // Сен 13, 2009 at 20:31

    Безумно рад за вас, но спам ваш все равно удаляю.

  • 30 Bergerson // Сен 27, 2009 at 20:51

    Возраст на самом деле ни на что не влияет. Просто молодым легче, ибо здоровье есть, взрослым, ибо есть связи.
    Если есть желание и идеи – все будет хорошо!

  • 31 Александр // Окт 7, 2009 at 15:51

    Схрдство с рпг и не удивительно. В игрушках элементы реализма думаете откуда берутся?

    Про периоды обозначенные Алексеем, – не сильно отслеживал такие вещи в своей жизни. У меня большую роль сыграли люди, которые и стали вехами в жизни. Не скажу, что совсем не согласен с автором, возможно и существуют такие этапы. Но на пути могут встретиться персонажи, которые могут значительно добавить экспы и ускорить левелап :)

    28 лет фрилансер-вебмастер. Работа нравится, дохода хватает и есть возможность инвестировать.

  • 32 Алексей Глазков // Окт 8, 2009 at 02:24

    Ценное замечание, Александр. Вы правы, есть человеческий фактор, и очень весомый :)

    Но однако ж, согласитесь: фрилансер в 14 лет – это не то же самое, что арт-директор в 32. А вы где-нибудь видели 14-летнего арт-директора? :)

  • 33 Александр // Окт 8, 2009 at 17:03

    Безусловно. 14-летнего арт-директора не встречал. Но и фрилансер в 14 и в 32 могут быть Очень разными в профессиональном плане, и я бы скорее доверил работу исполнителю постарше. Есть у меня такой стереотип, что часто возраст==опыт==качество работы.

    В Израиле кстати с 13 лет совершеннолетие, если ничего не путаю :) Так что и израильский фрилансер с отечественным в 14 лет могут тоже очень сильно различаться в профессиональном плане и плане опыта. Вобщем вопрос интересный, но выводов о закономерностях я бы не торопился делать. Возраст – только один из факторов зрелости и опытности.

  • 34 Даниил // Май 26, 2010 at 14:59

    На мой взгляд всё неплохо, кроме «после 45″…
    ИМХО, организм имеет свойство «черстветь» – если в 10-15 лет на освоение какого-то навыка понадобится от дня до недели, то в 25-30 уже неделя-две, а в 40-50 может месяц уйти. Это касается как умственных так и физических навыков.
    Присмотритесь, как молодые схватывают основы пользования компьютером и как «дяди» несмело водят мышкой.
    Так что после 45ти лет лучше осваивать более новые и перспективные направления освоенной области. Примером тому наблюдал старичков-электронщиков, неплохо осваивающих ПЛИС и контроллеры, но слабовато ориентирующихся в OrCAD (пакет программ для разработки электроники)

Ваше имя:

Email:

Ваш блог:

Пожалуйста, указывайте нормальное имя/ник, а ссылку ставьте только на свой личный блог! Комментарии с ключевиками в имени/теме или ссылками на непонятные сайты - будут удаляться