Проект «Эффективный человек»

Бояться, лениться, переживать нас заставляет кажущаяся сложность жизни. Но все проще, чем кажется

2,558 просмотров

Ничего личного, просто бизнес

Четверг, 9.10.08 · Бизнес и жизнь · Деньги и ценности · На личном опыте · Наблюдение · Поведение людей · Психология отношений · Эксперимент

Меня всегда интересовали ребята, оправдывающие свою деятельность таким заявлением. Просто интересовали, без задней мысли: не то чтобы я был согласен, или не согласен с таким пониманием бизнеса, но просто… как так? Что именно они понимают под этим “ничего личного”?

Побывал недавно в довольно респектабельном ресторане – и подметил, что официанты все на одно лицо. Вы наверняка тоже подмечали это: унификация, корпоративная культура, все дела. Может, в этом смысле “ничего личного”: личность не должна влиять на работу?

Или это умение выживать на “рынке продавца” (который славится своей жесткостью), отделяя рабочие моменты от собственного характера? Что-то вроде “не я такой – жизнь такая”, только в смягченной форме “это не я, это бизнес”. Может, в этом смысле: работа не должна влиять на личность?

Или, возможно, это отношение к партнерам и конкурентам, более дипломатичное, чем простое рейдерство? Что-то вроде “извини, конечно, что я развалил твою фирму, но… сам понимаешь, лично против тебя я ничего не имею. Просто бизнес”. Может, в этом смысле: все действия в мире бизнеса не преследуют личных целей?

Ну и наоборот тоже возможно: когда тебя “давят”, не воспринимать это как личные амбиции Васи Пупкина, а списывать все это на “естественный рост” компании-конкурента. Попахивает самоубийством, но все же…

Так как? Надо бы определиться, что из этого имеется в виду, а что выпадает из списка. А то, знаете, раздражает меня это пространство вариантов.

Менеджер в торговом центре говорит: “мы не делаем скидок”. Кто “мы”, твою мать? Ты лично? Компания как таковая? Если ты используешь модель “ничего личного, просто бизнес”, как именно расценивать мне это заявление: как твое нежелание брать на себя ответственность, как твердую позицию компании в плане ценополагания, или как вежливое “идите нахуй, вы не наш клиент”? Я думаю, все мы понимаем, что эта фраза по идее призвана обозначать, и что она обозначает чаще всего на самом деле.

Или вот еще, бывает, на кассе говорят: “Мы даем вам гарантию…”. Кто “мы”? Ты лично? Директор? Компания? Если что-то сломается, к кому мне идти? Тут, я думаю, тоже понятно: идешь-то ты, конечно, к компании, но если компания решает тебя «кинуть», кто-то ведь должен за это ответить. Лично. И все мы понимаем, кто чаще всего оказывается козлом отпущения.

Так объясните мне, наконец! Ну ладно, я не буду спорить, указывая, что в России бизнес никогда не делается между компаниями, а всегда между людьми. Я не буду спорить, указывая, что личная вовлеченность к делу в общем-то полезнее, чем холодное абстрагирование. И даже не буду приводить в пример множество систем управления, основанных, так или иначе, на «принципе лидера».

Просто я хочу понять: когда говорят “ничего личного”… это ничего личного для КОГО?

С уважением, Алексей Глазков.

» 32 мнений

  • 1 Андрей Шкуропий // Окт 9, 2008 at 10:23

    Когда говорят эту фразу, мне всегда кажется, что имеется в виду бизнесмен, который должен делать деньги, несмотря на личные желания или убеждения. Т.е. вот есть у него бизнес, и он должен во имя прибыли сделать все, что нужно, и при этом наплевать как на свои личные потребности, так и на потребности других, отставить в сторону жалость, любовь, страх и вообще все человеческие эмоции. Сфокусироваться на добыче денег.

    Может, это такой идеальный утопический капитализм? В общем, поддерживаю
    все действия в мире бизнеса не преследуют личных целей

  • 2 Ничего личного, просто бизнес « Эффективный человек // Окт 9, 2008 at 10:40

    [...] Читать полностью > > [...]

  • 3 Владимир // Окт 9, 2008 at 10:58

    Это вообще тупая фраза и разряда «моя хата с краю». Странно что вы над этим задумываетесь. Сейчас по телевизору предостаточно подобных фраз, которые не стоят ничего: «демократия», «демократические свободы», «терроризм» и т.д.

  • 4 Алексей Глазков // Окт 9, 2008 at 11:32

    Андрей,
    тогда возникает вопрос: а как можно вести бизнес, игнорируя свои собственные убеждения? Бизнес зиждется на принципах, у Рэнд это отлично показано; и бизнесмен без принципов суть машина по добыче средств, без интереса, без чувств… в чем же тогда вообще смысл?

    Все-таки, в бизнес уходят не потому, что «жить как-то надо», а потому, что «жить надо так, как хочется». Или около того.

  • 5 Алексей Глазков // Окт 9, 2008 at 11:35

    Владимир,
    если бы так. Нет, это не просто фраза – это стереотип, западный шаблон мышления, въевшийся в кровь некотороым особо рьяным. Но как и любой стереотип, он означает не то, что должен, а то, что в него вкладываешь.

    Вот мне и непонятно, а кто же и что вкладывает?

  • 6 Андрей Шкуропий // Окт 9, 2008 at 12:09

    Алексей,
    ну, это, конечно, идеалистическая дурь, но наверное может оправдать для бизнесмена отступление от норм общественной морали. Вроде как отмазка, что он сделал нечто страшное не потому, что «я алчный эгоист, которому наплевать на все, кроме моих денег и благополучия моей задницы», а потому, что «есть божество, которому я служу, называемое капитал, и он заставляет меня отринуть все свои эмоции и лучшие чувства, хотя это мне и очень больно, ради слепой веры в него, которая выше всего сущего». :-) Примерно так, IMHO.

  • 7 Александр Лысенко // Окт 9, 2008 at 12:55

    Больше всего это похоже на попытку перевести стрелки с конкретного человека (себя), на нечто абстрактное (бизнес). Оправдание для самого себя, когда расходятся дела и внутренние принципы. Тогда как бы плохо не получилось, ответственность за это несет… бизнес. Другими словами, как уже было сказано, “моя хата с краю”.

  • 8 Илья // Окт 9, 2008 at 18:36

  • 9 Выпуск №4 // Окт 9, 2008 at 19:31

    [...] Эффективный человек: Ничего личного, просто бизнес. [...]

  • 10 Wadim // Окт 9, 2008 at 22:48

    Фраза ведь известная, широкое употребление в мире получила после фильма «Крестный отец», где ее часто употребляли ганстеры, чаще всего перед убийством близких друзей семьи.

  • 11 Nadi // Окт 10, 2008 at 17:26

    Почему-то вспомнила русскую поговорку «Закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло». Так и с этой фразой. Каждый из тех, кто говорит эту фразу, вкладывает в нее свой оттенок. Wadim увидел за этой фразой ее истоки, Алексей, как аналитик, пытается вложить в нее то, что он в ней слышит. Если сотрудник говорит » Мы несем гарантийные обязательств…», для меня это означает, что сотрудник ассоциирует себя со свой фирмой. Я даже не подумаю, что он размазывает ответственность или скрывает ее.

  • 12 future // Окт 10, 2008 at 22:36

    Мне не очень нравится эта фраза. Но иногда, я ее мысленно произношу. Как правило, в 2х случаях.
    1. Я беру человека на работу. Был у меня один случай. На собеседование пришел парень с лысиной, огромным носом (наверное, бывший боксер), с небольшими следами ожогов на лице и с золотой цепью в 2 пальца. Сразу мне показался неприятным. Но после 30 минут разговора я захотел взять его на работу. Он уверенно говорил о своих профессиональных качествах, оказался достаточно общительным и как мне показалось, талантливым руководителем. Одна часть меня говорила: он неприятный человек.

  • 13 future // Окт 10, 2008 at 22:42

    продолжаю…. а другая часть говорила: он профессионал. И тут в голове прозвучала фраза: ничего личного – это бизнес.
    2. Я увольняю человека. Если приходится увольнять человека – это не значит, что он гад и последняя сволочь. Просто хороший человек – это не профессия. И нельзя себе позволять чтобы из-за личной привязанности к кому-то (чему-то) страдал бизнес от непрофессионализма этого хорошего человека. Ничего личного.
    На самом деле, в этой фразе есть смысл. Вот, например, я люблю смотреть кино – это для меня глубоко личное. Кино – это как часть моей души. Но я не могу на работе смотреть кино. Ничего личного:-)

  • 14 Алексей Глазков // Окт 11, 2008 at 00:49

    Вот! Вот! Видите, сколько разных смыслов :)

    И каждый раз, когда кто-то говорит эту фразу, он на самом деле имеет в виду что-то глубоко свое. Wadim резонно указал на «первичный» ее смысл. Нади не уделяет ей особого внимания, прекрасно понимая всю ее многоликость. future пытается использовать ее «в хорошем смысле», отрицая негативный контекст. Я уж не говорю о тех, кто отписался ранее – там тоже иные, совсем разные варианты.

    Мне самому эта фраза – как смысловой конструкт – вообще кажется неверной, неосуществимой. Я не отделяю бизнес как таковой от личностей бизнесмена, партнера, сотрудника, покупателя и других. Потому что все, что есть в этом человеческом мире, сделано руками людей, и как не крути, все равно возникает чье-то личное. Всегда.

    Но поковыряться интересно. Много хороших мыслей приходит.

  • 15 Nadi // Окт 11, 2008 at 08:11

    По моему, бизнес очень тесно связан с личными отношениями. Даже корпоративная культура компании отражает на80-90% культуру ее владельцев или ТОПов, а у ж что о продажах говорит! Сегодня все можно продать и купить, в любой точке мира, а покупаем мы… лично у хороших или приятных нам продавцов… По сути, личное сразу, может, и не разглядишь, но первое мнение о человеке очень редко бывает ошибочным. Это я к комментарию futurе.

  • 16 Eduard // Окт 11, 2008 at 18:06

    А мне кажется, что большой бизнес как раз многим обязан именно личностям. Трудно представить Google без Сергея Брина и Ларри Пейджа. Или Apple без Стива Джобса. Как то не так.

  • 17 designer // Окт 21, 2008 at 14:43

    Абсолютно с вами согласен, как не крути а личности играют огромное значение.

  • 18 future // Окт 21, 2008 at 15:13

    А что бы делали эти личности без простых исполнителей, у которых ничего личного, а просто бизнес? По-моему, немного наивно считать, что Google не сможет существовать без Грина. Структура, в которой работает не одна тысяча челов, и в которую вложены акции не одного портфельного инвестора… Вы понимаете, что это не кооператив, не лоток на базаре? Это отдельное корпоративное государство. Возможно без нынешних лидеров (в т.ч. Грина) оно будет другим, но точно уж будет, и никуда не денется в ближайшие годы.

  • 19 Уютный // Окт 26, 2008 at 13:42

    Когда тебе говорят “ничего личного» жди от этого человека беду. В этой фразе подразумевается, что что-то тебя очень и очень огорчит, но не из-за ненавести к теб, ничего личного, просто так надо.

  • 20 Гусев Алексей // Окт 29, 2008 at 15:08

    Ничего личного имеется в виду для отдельно взятого человека, к которому обращаются. Т.е. зла тебе не желают, но бизнес развалить могут – это рынок.

  • 21 english_man // Окт 30, 2008 at 00:16

    Спросите у Даля, мож старик чо нить посоветует. “ничего личного” – обычно фраза распологает к собеседнику. Просто можно сказать несколько в ином подтексте – тогда наоборот.

  • 22 Алексей Глазков // Ноя 5, 2008 at 13:21

    Видимо, это самый частый вариант:
    ничего личного, просто так надо
    это не я – это жизнь, детка
    но я к тебе со всей душой, помнишь?
    ничего ведь личного

    В общем, плохая фраза. Слишком многое она маскирует, при всей своей внешней безобидности. «С букетом роз благоухающих, скрывая в нем стилет…»

  • 23 x1 // Ноя 8, 2008 at 15:09

    Это то и плохо. Давно известно что бизнес убивает в людях духовность. Этого и следовало ожидать.

  • 24 Миша // Ноя 12, 2008 at 17:40

    ниче так придумали)

  • 25 Право и Бизнес // Ноя 17, 2008 at 06:46

    Первостепенны лишь личности и никак иначе!

  • 26 grayf24 // Ноя 23, 2008 at 01:56

    В принципе каждая личность решает много чего…но есть же и типология личности

  • 27 Simple // Ноя 24, 2008 at 02:31

    «Спросите у Даля, мож старик чо нить посоветует. “ничего личного” – обычно фраза распологает к собеседнику.»
    я думаю-это уже в прошлом))

  • 28 pavel // Ноя 27, 2008 at 21:50

    Статьи на тему http://int-info.ws

  • 29 Диана // Фев 16, 2009 at 03:42

    Интересная тема для дискуссии. Кто то утверждает что при социализме нельзя достичь развития личности, но при нынешнем «недокапитализме» в нашей стране такого не может произойти в принципе…

  • 30 Ефим // Фев 16, 2009 at 03:44

    Да уж, ничего не скажешь по поводу такого скотства, которое поглащает нас с каждым днем все больше и больше

  • 31 Дмитрий // Сен 11, 2009 at 22:10

    Я извиняюсь, может не туда куда нужно пишу. Хотел спросить, можно ли вашу статью скопировать? Естественно ссылку, что у вас взял, выложу.

  • 32 Алексей Глазков // Сен 12, 2009 at 11:48

    Конечно, копируйте на здоровье.

Ваше имя:

Email:

Ваш блог:

Пожалуйста, указывайте нормальное имя/ник, а ссылку ставьте только на свой личный блог! Комментарии с ключевиками в имени/теме или ссылками на непонятные сайты - будут удаляться